Маг светотени

Исполнилось 130 лет со дня рождения художника Александра Риттиха, стоявшего у истоков профессиональной школы живописи Казахстана

7 002

Автопортрет. Фанера, масло

Он мог работать до 20 часов в сутки, создавать полотна, расписывать огромный сельскохозяйственный павильон Казахстана на ВДНХ СССР, углубляться в архитектурные проекты…Но такой напряженный график, как написал о Риттихе в книге очерков о художниках «Гонцы» Юрий Домбровский, никак не сказывался на качестве его работы и продуктивности. Созданные им произведения становились событием в мире изобразительного искусства, причем их высоко оценивали не только в Казахстане, но и на его родине – в Москве.
Судьба связала Александра Риттиха с Алма-Атой в 1933 году. В отличие от многих других представителей московской, питерской или киевской интеллигенции, высланных в Казахстан в годы репрессий, он приехал в столицу Казахской АССР в поисках профессиональной реализации. из-за революционных событий эти поиски затянулись.
Еще до событий 1917 года Риттих отправился учиться живописи в Европу. Он получил профессиональное образование живописца в Венской академии искусств, где учился у Франца фон Штука, а потом отправился в Мюнхенскую академию искусств. В столице Баварии Риттих сочетал занятия живописью с изучением архитектуры в политехническом институте.
Когда он вернулся на родину, страна уже была другой. Судьба забросила его на Украину, в глухом селе он заболел тифом. Оправившись от болезни, женился на сельской фельдшерице, которая выходила его. Плодотворная работа в провинциальных украинских городах позволила ему сформироваться как мастеру, профессионально возмужать, стать не только живописцем, но и педагогом. Он активно участвовал в развитии профессиональной школы живописи регионов, в которых работал, Алма-Ата не стала исключением.
В начале 1930-х годов Алма-Ата переживала творческий подъем. По приглашению правительства автономной республики в длительные командировки в Казахстан из России приезжали специалисты, чтобы участвовать в процессе становления профессионального искусства, обучать молодежь. Риттих был среди тех, кто находился в авангарде этого процесса.
«В Алма-Ате уже и тогда художников было предостаточно. Вовсю блистал, например, непревзойденный Риттих. Кто из жителей Алма-Аты не застывал на улицах при виде этой величественной фигуры, бледного лица интеллектуала, взгляда светлых лучистых глаз и таинственной художественной бороды?» – писал Юрий Домбровский.
Воспитанник немецкой школы живописи, почитавший символистов Франца фон Штука и Арнольда Беклина, Александр Риттих стал универсальным художником, занимавшимся портретной живописью, писавшим натюрморты, отражавшим в своих произведениях революционные события, процесс становления советского Казахстана. Он был художником-интеллектуалом, которому удалось совместить богатое фантазийное мышление символистов с социалистическим реализмом 1930-х. Риттих безукоризненно знал теорию живописи, владел тончайшими приемами. В ту пору журнал «Литературный Казахстан» назвал Риттиха мастером светотени.
«А какие огромные блестящие холсты он писал! Амангельды перед повстанцами на белом наполеоновском коне; стол, залитый солнцем, а на нем огромные цветастые яблоки, отборный алма-атинский апорт. Два пионера, один высвечен солнцем, и на нем сверкает все: белая блузка, красный галстук, люстриновые штанишки. Другой в тени, они что-то мастерят – «Планеристы»; гроб, обитый красным и черным, а рядом на стуле фигура в кожанке со сжатым мускулистым кулаком: «Жертва революции» – так описывал произведения Риттиха Домбровский.
Рассуждая о творчестве живописца, искусствовед ГМИ имени А. Кастеева Самал Мамытова, один из кураторов проходящей в музее выставки, посвященной художникам – юбилярам этого года, подчеркнула, что работы Риттиха отличают почти иллюзорная передача фактуры предметов, пространственная глубина и продуманность композиционного решения.
В 1936 году художником был создан портрет казахского народного поэта-акына Жамбыла.

7 001

– Портрет играющего на домбре Жамбыла получился очень жизненным, правдоподобным. Языком изобразительного искусства живописец рассказал об акыне, чья поэтическая манера отличалась задушевностью и эпической простотой повествования, – сказала об этой работе искусствовед.
Специалисты отмечают, что в Казахстане дарование Риттиха раскрылось во всей полноте, живописец получил возможность активно участвовать в профессиональных выставках и конкурсах. Так, уже вскоре после приезда в Алма-Ату здесь открылась первая в истории республики художественная выставка «Художники Казахстана в борьбе за социалистическое строительство», в которой принял участие и Александр Риттих. В 1934 году он участвовал в республиканском конкурсе по созданию портрета Абая (работа Риттиха была отмечена третьей премией). Произведения художника экспонировались в Москве на выставке во время первой Декады литературы и искусства Казахстана летом 1936 года и были отмечены столичной художественной критикой.
Одновременно Риттих занимался архитектурным проектированием и дизайном. По его архитектурным проектам в Алма-Ате в 30-х годах возведены контора Госбанка, управление табачной фабрики (совместно с архитекторами Львовым и Фридманом), здание аэроклуба ДОСААФ. Ни одно из этих зданий, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Одной из самых значительных его работ стало художественное оформление павильона Советского Казахстана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в 1937 году, для этого использовались большие панно на тему истории и социалистического строительства Казахстана.
Не стало Александра Риттиха в 1945 году, он ушел из жизни у себя на родине, в Москве.
Работы художника можно увидеть в постоянной экспозиции ГМИ имени А. Кастеева и на музейной выставке, посвященной художникам – юбилярам этого года.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА