Марат Бисенгалиев: «Мы всех удивим»

7 7777

В Алматы состоится мировая премьера музыкального шоу Mr. Adam. Такой подарок жителям и гостям города готовит симфонический оркестр Алматы под управлением Марата Бисенгалиева. Грандиозное событие состоится 16 декабря на сцене Дворца Республики. А пока известный скрипач рассказал, что предстоит увидеть и услышать зрителям.

– Марат, расскажите, как родилась идея этого шоу и в чем его уникальность?
– Идея принадлежит сооснователю и генеральному продюсеру симфонического оркестра Алматы Кайрату Кульбаеву. Изначально шоу планировали построить вокруг истории жизни и творчества известного композитора и моего хорошего друга Карла Дженкинса, но потом решили значительно расширить идею и представить зрителям в виде музыкального шоу историю мироздания, начиная с первого человека на Земле. Отсюда и название – Mr. Adam. Оно очень символично, ведь Адам – это библейский герой и с казахского слово адам переводится как «человек».
Могу сказать, что на сегодня аналогов этому шоу в мире нет. Думаю, мы удивим всех. В проекте будет задействован камерный состав оркестра. Такое решение мы приняли, чтобы создать интимную атмосферу. В проекте примут участие 13 музыкантов, играющих на струнных инструментах, а также трое народников – Серик Нурмолдаев, Анара Касымова и Абзал Арыкбаев. Так что кроме виолончелей, скрипок, альтов на концерте зазвучат такие казахские народные инструменты, как дангыра, дауылпаз, кыл кобыз, сазсырнай, сыбызгы и шанкобыз. Они придадут музыке национальный колорит.
Шоу строится исключительно на произведениях британского композитора Карла Дженкинса. Это будут как широко известные произведения, так и новые. Все подстроено под концепцию шоу – от жизни к смерти. Произведения я отбирал лично. Мы уже делали закрытую техническую премьеру в Москве, на которой присутствовал, в частности, Байгали Серкебаев, который отметил высокий уровень проекта.
– Шоу – это актуальный формат, чтобы привлечь внимание людей, в частности молодежи. Судя по всему, эта мода коснулась и классической музыки…
– Конечно, и я не вижу в этом ничего плохого. Если молодое поколение получит удовольствие от концерта и откроет для себя классическую музыку – это же прекрасно! Постановка режиссера Мариинского и Большого театра Василия Бархатова. Я уже работал с ним и могу сказать, что он настоящий профессионал. Мы вместе продумали все детали шоу Mr. Adam: в нем будут использованы проекционные голограммы, 3D-мапинг, проекция. У Василия Бархатова много новаторских идей. Зрители смогут по достоинству оценить их во время шоу, я буду лишь его небольшой частичкой. Все продумано очень тщательно. В частности, современные технологии позволят музыкантам отказаться от пюпитров и стать свободными в движениях. В какой-то степени можно сказать, что они примерят на себя амплуа актеров и танцоров. Это будет совершенно новый опыт.
– А не будут ли спецэффекты отвлекать от главного – от музыки?
– Конечно, нет, все тщательно продумано. Я вообще поклонник новых технологий и считаю, что они очень помогают музыкантам. Например, многие сегодня читают ноты с айпадов. Это уже стало обычным делом. Кроме того, Интернет упрощает обучение, позволяет его персонифицировать.
Вполне возможно, скоро достижения науки и вовсе позволят, например, руководить оркестром на расстоянии, с помощью голограммы. Уже сейчас современные технологии позволяют мне на расстоянии постоянно следить за тем, как идет работа в музыкальной школе, которую я открыл в Мумбаи.
– В одном из интервью вы говорили, что в Индии сейчас наблюдается всплеск интереса к классической музыке. Вы довольны успехами учеников?
– Конечно, всегда ведь приято видеть результаты своих трудов, огонек в глазах людей, желание работать и совершенствоваться. Что касается всплеска интереса к классической музыке, то он наблюдается не только в Индии, но и на Ближнем Востоке.
– Вы следите за успехами молодых музыкантов, даете им советы, профессиональные наставления? Помнится, вы как-то встречались с молодежью в Алматы…
– Да, иногда меня приглашают, но, если признаться честно, я такой формат не люблю. Более того, в своей музыкальной школе в Мумбаи мастер-классы проводить запрещаю. Считаю, что такие однодневные занятие не только не помогают детям, а могут даже навредить. У юного музыканта должен быть один учитель с непререкаемым авторитетом. Только тогда что-то может получиться, а если ученик будет разрываться между двумя педагогами, толку не будет. Уже во взрослом возрасте, когда в сознании музыканта закрепились определенные знания и навыки, мастер-классы не смогут так сильно навредить. Но принесут ли такие занятия пользу? Одного урока может быть недостаточно, чтобы чему-то научиться. А вот пошатнуть уверенность учеников в себе вполне может. Я знаю немало таких случаев. Сам также часто посещал мастер-классы. С одной стороны, ведь всегда интересно послушать и оценить игру других музыкантов, но в то же время они могут повлиять на самооценку. Думаю, к мастер-классам следует относиться очень осторожно.
– Какими, по вашему мнению, качествами должен обладать музыкант, чтобы достичь успеха?
– Самое главное – это талант и работоспособность. Еще очень важно не бояться трудностей и смело смотреть вперед. Хотя все зависит от ситуации. Например, когда я набираю людей в оркестр, для меня на первом плане даже не музыкальные способности, а человеческие качества. В частности, очень важно умение работать в коллективе, психологическая устойчивость, чтобы атмосфера в оркестре не нарушалась.
– А насколько важна для артиста удача и, вообще, суеверный ли вы человек?
– Фортуна играет определенную роль, конечно, но все же не главную. Многое зависит от человека. Что касается суеверий, то у меня нет примет, которых бы я всегда придерживался. В то же время я верю в астрологию, но только не в те прогнозы, которые ежедневно передают, а в древнюю науку.
– В завершение вернемся к шоу Mr. Adam. Планируете ли вы представлять этот амбициозный проект в других странах?
– Конечно, после премьеры в Казахстане мы планируем показать это шоу во всем мире.
Елена СОКОЛОВА