Мастер достоверного кино

В этом году исполняется 95 лет со дня рождения художника кино Юрия Вайнштока

25 001

На «Казахфильме» его имя ассоциируется с понятием «достоверность». За свою творческою деятельность Юрий Вайншток создал декорации более чем к 25 картинам, и все они отличались художественной правдой. Сам Юрий Вайншток говорил, что если зритель во время просмотра фильма не замечает декорацию, воспринимает ее как естественную, значит, художник-постановщик справился со своей задачей.
О том, насколько важна достоверность в кино, Юрий Вайншток четко понимал, еще учась во ВГИКе. На практике он еще раз убедился в этом, когда приступил к работе на главной киностудии нашей республики. Было это в первой половине 1950-х. Тогда Шакен Айманов вместе с питерским коллегой Карлом Гаккелем снимал художественный фильм «Дочь степей», повествующий о простой девушке из аула, ставшей ученым.
Художником-постановщиком выступал питерец Павел Зальцман, Вайнштоку предстояло ассистировать. Когда он приехал на место съемок, ему понадобилось время, чтобы осознать – на берегу реки Или стоит ненастоящий бутафорский аул. Однако все детали аульного уклада жизни были настолько точны, что поверить в это было трудно.
По эскизам Павла Зальцмана Юрий Вайншток должен был создать декорации другого аула, где также происходит действие картины.
Чтобы освоить технику установки переносного жилища, он стал помогать рабочим устанавливать юрту, в которой предстояло жить во время сьемок техническому персоналу. Вайншток изучал составные части юрты – аксакалы рассказывали, для чего нужна та или иная деталь, какой цели служит тот или иной предмет. Так, в процессе познания споро продвигалась работа по установке кинематографического села. Однако обрушившийся ночью ливень со шквальным ветром в минуты разметали результаты кропотливого труда. Разбушевавшаяся стихия отнесла только что созданные декорации прямо к реке, у самого берега юрты сложились как карточные домики. Нужно было все начинать сначала, а учитывая, что на следующий день из Алма-Аты должен был приехать главный художник, чтобы принимать работу, ситуация становилась угрожающей.
Но, будучи детдомовцем и ребенком военного времени, Юрий Вайншток не привык отступать перед трудностями. Он воспринял эту ситуацию как еще одну возможность закрепить на практике знания по созданию казахского аула. Работали быстро, но без суеты. В итоге к приезду художника-постановщика все было готово.
Зальцман остался доволен работой своего ассистента, похвалил его, сделав лишь несколько небольших замечаний. А когда рабочие рассказали ему о том, что им довелось пережить накануне, был поражен и долго не мог поверить, что его молодому коллеге удалось так быстро справиться с ситуацией…
В числе главных картин, над которой Вайншток работал в качестве художника-постановщика, стала кинолента Шакена Айманова «Наш милый доктор».
Одной из задач фильма было в гротесковой форме изобразить бюрократа Филькина, который, по сюжету, занимается не своим делом – из директора конезавода он переквалифицировался в руководителя санатория. Вайншток стал думать над тем, как показать нелепость этой ситуации. Пришла идея подчеркнуть комизм персонажа обстановкой директорского кабинета.
В итоге зрителям предстал такой антураж: над всем довлела тяжеловесная скульптура племенного экземпляра лошади. На стене висела масштабная копия васнецовских «Трех богатырей».
«Это были детали, которые играли на образ, ведь Филькин считал себя руководителем крупного масштаба, одним из этих богатырей», – вспоминал Юрий Вайншток.
Фильм «Наш милый доктор», созданный в 1957 году, с успехом прошел в прокате СССР, удостоился диплома Всесоюзного кинофестиваля в 1959 году, а фамилия Филькина стала нарицательной и ассоциировалась с образом бюрократа.
В беседах с коллегами, в интервью Юрий Вайншток не уставал напоминать, что художник кино выступает одним из авторов фильма, ведь во многом от достоверности декораций зависит правдоподобие киноматериала и в конечном итоге зрительское впечатление. Подтверждение этого тезиса не раз встречается на страницах его дневников, недавно изданных дочерью художника Галиной Коробкиной.
Фильмы, над которыми в качестве художника-постановщика работал Юрий Вайншток, сегодня входят в золотой фонд отечественного кино и являют собой образец правдоподобия в искусстве.

25 002
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлены семьей Юрия Вайнштока