Месть по-итальянски

На сцене столичного театра «Астана Опера» прошли юбилейные гастроли ГАТОБ имени Абая

6 001

Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая в этом году отмечает свое 85-летие, и в дни празднования Дня столицы на сцене «Астана Оперы» представил одноактные оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи и «Паяцы» Руджеро Леонкавалло.
Премьера этих постановок состоялась в декабре 2018 года. Известный оперный режиссер Лоренцо Мариани со своей интернациональной командой сделал шедевральную работу. Обе оперы относятся к одному направлению итальянского искусства – веризму, и их принято ставить в один вечер. Таким образом получается интересное соединение в одно целое двух разных одноактных спектаклей.
«Сельская честь»
Если с «Паяцами» все более или менее ясно, раз паяцы – значит, театр на площади, Арлекины, Коломбины и так далее, то название оперы «Сельская честь» кажется странным. Но если мы посмотрим на место и время, все становится на свои места. Это Сицилия, через земли которой во времена Крестовых походов прошли несметные потоки рыцарей-крестоносцев, в результате сформировались представления о чести и достоинстве и, как следствие, – традиции народных дуэлей со всеми своими кодексами, правилами и нормами. Позже это трансформировалось в основу идеологии сицилийской мафии.
Пьетро Масканьи написал свою оперу для конкурса одноактных опер в 1880 году. Либретто по мотивам новеллы Джованни Верга Cavalleria rusticana. Премьера состоялась в римском театре «Констанци» 17 мая 1890 года и имела оглушительный успех. Певцов тридцать раз вызывали на бис, и сама королева Италии бурно аплодировала. Несколько месяцев спустя в письме к другу двадцатишестилетний Масканьи признался, что эта одноактная опера сделала его богатым на всю жизнь. И пусть Масканьи больше никогда не повторил такого успеха, факт создания им этого шедевра навсегда сохранит его имя в истории.
В основе лежит любовный треугольник – сюжет незамысловатый и древний, как скалы Сицилии. Туридду возвращается с военной службы, он теперь первый парень на деревне, в новелле у него мундир стрелка, берет с кисточкой. Партию великолепно исполнил тенор Нуржан Бажекенов. Лоренцо Мариани окрестил его казахстанским Корелли.
Но пока он служил, его девушка Лола обручилась, а вскоре и вышла замуж за торговца Альфио, он богат, у него целых четыре мула. Партию Альфио спел баритон Евгений Шагаров, и, как мне показалось, в его исполнении появились какие-то новые краски, по сравнению с премьерой герой стал более сложным. Лола – меццо-сопрано Оксана Давыденко, в нарядном красном платье, резко выделяется на фоне всех остальных, одетых в черное. Когда она сидит на ступеньках амфитеатра, нога на ногу, мне это напоминает сцену из новеллы, когда после свадьбы Лола демонстрировала золотые кольца, подаренные мужем на зависть окружающим.
Чтобы отомстить Лоле, Туридду начинает ухаживать за Сантуццей, обещает жениться, но бросает ее. Партия Сантуццы – самая трудная, на мой взгляд, ее спела несравненная Гульзат Даурбаева. Ее героиня мучилась, терзалась ревностью, падала ниц, пела о том, что Лола похитила у нее Турриду. Дуэт Турриду и Сантуццы невероятен, один из ключевых моментов, она умоляет его остаться с ней, но ему не до нее, он холоден и отталкивает Сантуццу от себя.
Одна из любимых моих партий – это мама Турриду Лючия. Ее исполнила меццо-сопрано Елена Никонова. Удивительное перевоплощение. Особенно поразительно это наблюдать на репетиции, когда видишь человека в обычной одежде, но меняется все остальное – походка, мимика. Просто великолепно, идеальное попадание в образ.
Непонятно, на что рассчитывала Сантуцца, рассказывая Альфио про связь Лолы и Туридду, но развязка предсказуема, и кульминацией ее становится поединок. Обманутый муж и его удачливый соперник вызывают друг друга на бой согласно сицилийской традиции – укусив за ухо. Вскоре после этого они скрещивают ножи на дуэли, где Альфио убивает Туридду тремя ударами ножа. И мы слышим душераздирающий вопль Наппо ammazzato compare Turiddu! («Убили кума Туридду!»). Когда я вспоминаю этот момент, у меня перед глазами возникает картинка с премьеры с Айман Сатыбалдиевой в этой роли. К сожалению, ее не было на гастролях.
«Сельская честь» уникальна тем, что там есть все: собственно опера, симфоническая музыка (знаменитое интермеццо), великолепная хоровая музыка. Оркестр под управлением дирижера Ерболата Ахмедьярова и хор постарались на славу. Один из моих любимых моментов – «Царица Небесная» (Regina Coeli), божественно спетый хором на латыни с органом. Мне кажется, даже нерелигиозный человек проникнется этим моментом.

«Паяцы»
На Руджеро Леонкавалло «Сельская честь» произвела большое впечатление. У него появляется страстное желание написать оперу в новом стиле. Сюжет был взят из собственной жизни, когда он был в пятнадцатилетнем возрасте, камердинер отца влюбился в странствующую артистку, муж которой, застав влюбленных, убил и жену, и соблазнителя. Всего пять месяцев понадобилось Леонкавалло для написания либретто и партитуры «Паяцев». Опера была поставлена в Милане в 1892 году под руководством молодого дирижера Артуро Тосканини. Успех был огромный. «Паяцы» появились сразу на всех сценах Европы. Либретто для своих опер Леонкавалло писал сам. «Я считаю невозможным сочинять музыку на чужие слова и просто не понимаю, как может быть создано истинно художественное таким образом».
Маэстро Мариани очень интересно объединил обе постановки – те же декорации, но по американскому армейскому джипу и стилизованной армейской форме мы можем достаточно точно сказать, что это 1943 год, время итальянской кампании. Мальчик в красном колпаке, который стоял над телом Туридду, уже глубокий старик. Но ничего не меняется, и фигура Богоматери так же сидит на ступеньках амфитеатра, смотрит печально на мир людей, в котором годы идут, но кипят все те же страсти. Но если в «Сельской чести» все было черно-бело-красное, то в «Паяцах» просто буйство красок, нет смысла описывать, надо идти и смотреть. Отмечу великолепный кордебалет, хор, удивительный детский хор театра «Астана Опера», который после одной репетиции отыграл на все сто процентов. Маэстро Ерболат Ахмедьяров вместе с оркестром и солистами сделали невозможное: такие сложные оперы в новом зале, с неизвестной акустикой, с одной репетиции – это было невероятно.
Наши замечательные солисты: стильная Зарина Алтынбаева в роли Недды (с каждым разом замечаю что-то новое в ее игре), любимец алматинской публики и не только Балуан Беркенов в роли Канио, артистичный Андрей Трегубенко в роли Сильвио, Александр Сметанин, который поразил меня на премьере своим мерзопакостным Тонио, Арлекин – Дархан Жолдыбаев – уровень игры всех солистов был очень высокий. Накал страстей был просто бешеный, Балуан рвал и метал, стулья летали, а выражение обреченности на лице Зарины Алтынбаевой я вряд ли смогу забыть. Но вот все кончено, сужается круг света, все уходит в тень и остается скорбная фигура Богоматери и ее непутевые дети. La commedia è finita, или комедия окончена.

6 002
Елена ПЕТРОВА
Фото автора