«Мы с тобою два шизофреника, научившиеся летать»

Быть или не быть? Пьеса «Гамлет» зазвучала по-новому в театре «Жас сахна»

6 001

С одним из самых знаменитых и трагичных произведений Уильяма Шекспира экспериментировал режиссер Барзу Абдураззаков. Итогом этой работы стала постановка «Гамлет. Опыты». С первых минут спектакля зрителей погружают в гнетущую атмосферу мрака и безысходности. Это пока еще не трагедия, но предчувствие. Полутемная сцена и стражники, насмерть перепуганные встречей с призраком короля. Вскоре и сам Гамлет встретится с тенью своего отца, который расскажет ему правду о своей смерти и навсегда лишит покоя. Гамлет в исполнении Марата Амираева сначала предстает в образе интеллигентного юноши, пылко влюбленного в Офелию (Жанель Сергазина). Он пишет ей страстные письма, девушка отвечает ему взаимностью. На страже юной любви и девичьей чести твердо стоит отец Офелии Полоний, в роли которого выступает Ашим Ахметов, сделавший своего персонажа одним из самых ярких героев постановки. Он читает мораль своей дочери и учит ее отвечать на ухаживания молодых людей. Эта сцена становится одной из самых ярких в постановке. Она вызывает смех и помогает разрядить атмосферу перед трагедией. Создается впечатление, будто бы на сцене разворачивается простая история из наших дней. Тем более что музыка в этот момент звучит современная. Однако это лишь затишье перед грозой. Вскоре зрители оказываются в эпицентре трагедии. Больше ничего не будет, как прежде. Узнав правду о смерти отца, Гамлет лишается рассудка. Принц датский и так был склонен к рефлексии, а после того, как узнал правду о смерти отца, еще глубже задумался о смысле жизни, свободе, нравственности, бессмертии души и уже не смог обрести гармонию. Теперь жаждет справедливости и не способен думать ни о чем, кроме мести. Эту перемену в характере Гамлета удалось передать Марату Амираеву. Возлюбленная датского принца не может наблюдать за происходящим безразлично и от переживаний лишается рассудка. Любовь растоптана, ей нет места в мире ненависти. Невозможно сохранить рассудок в мире, где все вокруг жаждут мести. А вокруг лишь безысходность, которая становится почти осязаемой благодаря работе художника Зухры Мукамбетовой. Разум уже не спасти, но можно попытаться сохранить в этом хаосе душевную чистоту. Финальный монолог Офелии – об этом. «Мы с тобою два шизофреника, научившиеся летать»,– говорит она, обращаясь к Гамлету.
Чтобы зрители окончательно не впали в депрессию, постановка разбавлена современными вставками о том, как сегодня ставят «Гамлета». Этот театр в театре очень органичен в постановке.
Ближайшие показы спектакля состоятся 30 и 31 января.

6 002
Елена СОКОЛОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА