Мы же одноклассники!

На сцене театра драмы имени Лермонтова разгорелись нешуточные страсти. Близкие друг другу люди постепенно становятся заклятыми врагами

6 002

Все это происходит в рамках одного спектакля, поставленного по пьесе польского драматурга Тадеуша Слабодзянека «Одноклассники. Уроки жизни». Эта история уже давно и хорошо знакома многим алматинским театралам благодаря спектаклю режиссера Барзу Абдураззакова. Его постановка уже несколько лет с большим успехом идет в театре «Жас сахна». Небольшая сцена, из декораций только стулья и фортепиано. Все это сделано намеренно, чтобы ничто не отвлекало зрителей от самой истории, где они себя чувствуют не просто сторонними наблюдателями, а участниками, ведь действие разворачивается совсем рядом. А то, что происходит, – страшно. Впрочем, страшно становится не сразу. Действие начинается в 30-х годах прошлого века. Сначала зрители видят веселых, озорных одноклассников. Евреи и поляки смеются над одними и теми же шутками, поют и даже не подозревают, что совсем скоро жизнь начнет преподавать им уроки, которые совершенно изменят их судьбы. Не сразу, а по капле, но эти перемены будут необратимы. Сначала попытка установки в Польше советской власти, потом приход фашистов – это меняет мальчишек и девчонок навсегда.
В Театре имени Лермонтова за такую непростую и болезненную для многих тему, как межнациональные отношения, взялся приглашенный режиссер Гиорги Маргвелашвили из Грузии. Он уже ставил на сцене театра спектакль по пьесе Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», которую показал в оригинальной трактовке. Новая его работа тоже не разочаровала. Сказать «порадовала» было бы неверно, потому что ничего светлого в спектакле нет. А если и имеется в самом начале, то очень быстро и незаметно рассеивается как дым. Начинается же все с замечания о том, что ученики-католики должны во время уроков молиться, а ученики-евреи – пересесть на задние парты и ждать. Сначала это становится поводом для шуток, вот только день ото дня они приобретают все более злой характер. И однажды переходят в действие – поляк бросает камень в сестру своего одноклассника-еврея и разбивает ей голову. Это становится лишь началом страшных событий. Уроки жизни беспощадны.
В принципе, и в «Жас сахне», и в Лермонтовке истории не расходятся по содержанию. Только вариант Гиорги Маргвелашвили гораздо более подробный. Зрители наблюдают за всеми перипетиями судьбы каждого из одноклассников. Юной еврейки Рахельки (Виктория Павленко), которую спасает поляк Владек (Илья Шилкин), сгоревшей заживо вместе с ребенком и другими евреями Доры (Наталия Гурьянова), Якуба Каца (Арлан Касиманов), насмерть забитого одноклассниками, а также Рысека, Зоськи, Менахема… Второстепенных героев здесь нет. Каждая молодая жизнь – трагедия.
«Мы же одноклассники», – говорят ребята и забивают насмерть товарища. «Мы же одноклассники», – повторяют они, насилуя вчерашнюю соседку по парте или допрашивая своих бывших друзей с помощью пыток, как это делал Менахем (Антон Митнев). Второстепенных героев здесь нет.
Все сюжетные линии очень подробны, что создает ощущение затянутости. Героям все так же хочется сопереживать, потому что иначе смотреть спектакль невозможно, да и все молодые актеры выложились по максимуму, прочувствовали судьбы своих персонажей. Особенно это ощущается во второй части спектакля, когда страсти накаляются до предела. Чего стоит только наполненный горечью монолог Абрама (Вячеслав Балашов), который перед началом страшных событий уехал учиться в Америку, но вся его семья осталась в Польше и погибла. А хохотушка и кокетка Зоська (Ирина Кельблер), которая постепенно превращается в разочарованную в жизни женщину, преданную даже собственными детьми. Или Дора, сожженная молодыми людьми, любившими повторять фразу «мы же одноклассники». Мороз по коже от каждой сломленной жизни, и все же, смотря эту постановку, не проникаешься ощущением сопричастности, которое не покидает в «Жас сахне», где спектакль гораздо более лаконичный, но каждая фраза или движение находят отклик. Вместе с тем в отличие от Лермонтовки они не прячут зверства, которые проделывают друг с другом одноклассники, а выставляют их напоказ. Пример тому – сцена изнасилования Доры. Если в Лермонтовке оно происходит так, что самые неприглядные сцены остаются скрыты от зрителей, то в «Жас сахне» все происходит перед их глазами. При этом в спектакле Барзу Абдураззакова гораздо острее чувствуется нарастание конфликта, ведь постановка разделена на уроки и каждый из них становится все более напряженным. Однако вовсе не для того, чтобы напугать, а скорее чтобы заставить задуматься. Вообще, цель обоих спектаклей – дать повод рассуждать о том, насколько хрупок мир и на что может быть способен человек. А еще о том, что зло не снаружи. А внутри каждого из нас, и трусость с малодушием – это тоже зло. Однако главное – не забывать, что выбор всегда остается за нами.

6 001
Елена СОКОЛОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА