Мыльная опера

Итальянские страсти разыгрались на сцене Государственного академического русского театра драмы имени Лермонтова

6 001

Зрителям представили премьеру спектакля «Филумена», созданного по одной из самых успешных пьес драматурга Эдуардо де Филиппо. Основная драма разворачивается между состоятельным предпринимателем Доменико Сориано и его любовницей, женщиной легкого поведения Филуменой Мартурано, которую он много лет назад после смерти супруги взял к себе в дом, однако так и не женился. А теперь, когда седина ударил в голову, а бес в ребро, сеньор Сориано задумал избавиться от нее и привести в дом молодую прелестницу. Однако Филумена явно не из тех женщин, которые безропотно принимают удары судьбы…
Итальянскую мелодраму на алматинскую сцену перенес специально приглашенный режиссер из России Григорий Лифанов. Впрочем, эта история очень хорошо знакома многим зрителям благодаря фильму «Брак по-итальянски», в котором главные роли исполнили звезды мирового кино Софи Лорен и Марчелло Мастрояни.
Алматинский дуэт заслуженного деятеля РК Ирины Лебсак и заслуженного артиста РК Геннадия Балаева, конечно, не столь ярок, однако им вполне удалось создать на сцене напряженное противостояние. Итак, Филумена Мартурано обманным путем, но все же становится супругой Доменико Сориано. Тот же в свою очередь, поняв, что его обвели вокруг пальца, клянется отомстить теперь уже законной супруге. Однако, несмотря на такой накал страстей и непростые отношения между героями, первая половина спектакля довольно скучна. На сцене практически ничего не происходит, а от бесконечных разборок между героями в конце концов устаешь.
Зато вторая половина спектакля – это сплошные сериальные страсти. Здесь образ Филумены раскрывается в полной мере. Это уже не просто женщина, которая как может пытается защитить свои права, она несчастная мать, вынужденная скрывать от своих сыновей, кем она им приходится. Образ драматический, но не излишне, что хорошо удалось передать Ирине Лебсак.
Динамики спектаклю добавляют официанты. Эпизодические герои в исполнении актеров Владислава Букаткина и Рауфа Хабибуллина появляются на сцене всего несколько раз, однако небольшие сценки с их участием заставляют улыбаться. Это добавляет истории некоторую долю комедийности и хотя бы на некоторое время спасает от скуки, как и неожиданный музыкальный номер. Впрочем, он хотя бы в какой-то степени оживил сыновей Филумены, которых играют Роман Жуков, Максим Лукоянов и Илья Бобков. В спектакле трудно выделить какой-то образ помимо главных героев, на фоне отношений Филумены и Доменико, то есть дуэта Ирины Лебсак и Геннадия Балаева, остальные герои спектакля выделяются очень слабо. Между главными персонажами разворачивается настоящая драма, которой хватило бы на полноценный сериал.
Однако в то же время происходящее очень трудно воспринимать серьезно, сопереживать героям. И не только потому, что изначально «Филумена» – это комедия. Кажется, режиссер сделал все для того, чтобы спектакль не воспринимался как близкая нам история. Не зря же на сцену время от времени опускалась прозрачная вуаль, еще больше отделяя происходящее от зрителя.
Что касается финала спектакля, то здесь все снова как в сериале – конечно же, хеппи-энд. Впрочем, пытливый зритель может отыскать в нем горчинку, если задумается, насколько два человека могут в реальной жизни заново построить семью и жить счастливо после годами копившихся взаимных обид, обмана и недопонимания. Однако «Филумена» – все же сериал, только не на экране, а в театре. И этим все сказано.
Елена СОКОЛОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА