На грани

Можно ли договориться или подружиться со злом? Ответ на этот вопрос попытались дать актеры театра «Жас сахна», представив на суд зрителей спектакль «Бидерман и поджигатели»

7 002

В основе постановки – одноименная пьеса швейцарского писателя и драматурга Макса Фриша. Интерес к пьесе «Бидерман и поджигатели» не угасает во всем мире более полувека – ее ставили известные режиссеры в лучших театрах мира. Свой вариант в театре «Жас сахна» представил и Барзу Абдураззаков.
Итак, в некоем городе завелись поджигатели. Это очень беспокоит стражей порядка. Правда, в постановке Барзу Абдураззакова это не обычные полицейские, а таинственные хранители города, что делает атмосферу спектакля немного магической. Однако так или иначе поймать преступников они никак не могут. Жители напуганы…
Тем временем однажды на пороге богатого дома, принадлежащего состоятельному Бидерману, появляется крутой парень с громадными бицепсами и объявляет, что он бездомный. Изначально владелец виллы, конечно же, не собирался никого впускать в свой дом. Более того, он недавно жестоко обошелся со своим работником, который батрачил на него много лет. А тут… испугался силы и наглости незваного гостя и… спасовал. Так на чердаке его дома появился новый жилец, а позже хозяин обнаружил у него канистры с бензином…
Бидерман как неглупый образованный человек просто не мог не понимать, кто такой его новый жилец со своей подругой, но то ли упорно продолжал закрывать на это глаза, то ли надеялся, что благодаря своей доброте избежит поджога. А ведь в начале спектакля он читал газету и от души возмущался, что поджигателей никак не могут поймать. И что же теперь? Когда ситуация коснулась его лично, он предпочел не противиться злу, а попытаться договориться с ним… И это нельзя понять иначе, ведь Бидерман умный человек и не может не осознавать, почему и для чего на его чердаке появились канистры с бензином. Однако предпочитает закрывать на это глаза и выказывает новым знакомым уважение, надеясь, что сможет избежать самого страшного…Вот только так ли это на самом деле? Или иногда компромисс – преступление, а человек, который молчаливо становится на сторону зла, – его полноценный соучастник? Таковы главные вопросы, которые ставит перед зрителями спектакль. Впрочем, можно рассматривать историю Бидермана и несколько шире. В наше время, когда остается актуальной проблема терроризма и ведутся споры о границах толерантности, эта история особенно показательна. Бидерман, казалось бы, всего лишь хотел оставаться вежливым и гостеприимным хозяином. Однако это только на первый взгляд. На самом же деле трусость и надежда купить своей семье спокойствие добрым отношением к преступникам. А он не мог не понимать, что за люди у него поселились…
На протяжении всего спектакля актеры ведут со зрителями легкий и ироничный разговор о серьезных и важных вещах. Сам же Макс Фриш определял свое произведение как назидательную пьесу без морали. И с этим нельзя не согласиться.

7 003
Елена СОКОЛОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА