Наблюдатели бесконечных реальностей

Казахстанские художники впервые представят свои работы в Великобритании

21 002

Лондонцы увидят самые свежие работы наиболее известных современных художников Центральной Азии Алмагуль Менлибаевой и Ербосына Мельдибекова. Экспозиция под названием «Трудно быть точкой» отсылает к творчеству одного из самых известных алматинских мастеров Сергея Калмыкова. И это не случайно. Для обоих участников масштабного культурного проекта этот художник имеет большое значение.
– «Трудно быть точкой, легко быть линией, ибо в нашем мире все движется», – любил повторять Сергей Калмыков. Так вот, линия, как женская сущность в работах Алмагуль Менлибаевой – это переход из одного состояния в другое и отсутствие точных определений: смыслы и образы постоянно перевоплощаются. Ербосына Мельдибекова же, напротив, характеризует очень тонкая и четкая фиксация исторических процессов, – поясняет директор Aspan Gallery Меруерт Калиева.
Для Ербосына Мельдибе­кова существование Калмы­кова – одно из многих событий, что могли произойти только в Центральной Азии. По словам художника, время в Центральной Азии течет по-иному, именно поэтому здесь происходят самые странные события. В своей художественной практике он исследует их с помощью видео, фотографии, инсталляции и перформанса.
Алмагуль Менлибаева также исследует болезненную историю Центральной Азии. В ее видео Exodus 2009 года женские духи, одетые в черное, размахивают волосами на фоне бетонных руин бывших концлагерей, затем они сменяются кадрами с большим количеством людей, пакующих свои юрты и собирающихся в путь. Это напоминает не только миф о Моисее, выводящем свой народ из Египта, но также и нынешний миграционный кризис.
В своих работах художница часто проводит параллели между линиями и формами, которые находит в степи, с женским телом, сравнивая низкие круглые столы, используемые в юртах, с женской грудью, скудную степную растительность – с телом, местами гладким, местами покрытым волосами. Для Менлибаевой пластичность, текучесть – та самая «линия» Калмыкова – являются одной из главных характеристик ее работы и женской идентичности.
– Видео и фотографии имели на меня большое влияние, они трансформировали мои отношения с окружающей средой, сделали меня наблюдателем бесконечных реальностей, – рассказывает Алмагуль Менлибаева. – Ткани, войлок, нити научили меня двигаться, объединять расстояния, создавать пространства. Это запутанный архитектурный материал, который может стать стенами, преградой, черной дырой, преломлять пространства без углов и квадратов; обернуться огромной завораживающей видеопроекцией.
Выставка начнет работать в Лондоне с 5 октября.

21 003
Фото предоставлены организаторами