Национальное достояние

Гастрольный тур в Алматы в честь 20-летия столицы «Астана Опера» открыла творением Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди «Абай»

7 001

7 003

Алматинцы проявили большой интерес к этому спектаклю, о чем свидетельствуют аншлаги в первый и во второй день показа. Актив столичной труппы составляют выпускники Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, и алматинская премьера столичного спектакля стала их творческим отчетом перед альма-матер оперного и балетного искусства страны – ГАТОБ имени Абая и перед своими учителями.
В этой постановке, творческим вдохновителем которой стал главный дирижер «Астана Опера» Алан Бурибаев, соединились богато представленные казахские традиции, безупречный вокал и современные тенденции в оперной режиссуре.

7 002

Постановщик спектакля европейский специалист Джанкарло дель Монако уделил большое внимание действию. От артистов потребовалось не только вокальное исполнение партии, но и владение навыками актерского мастерства. Как в сцене первого действия, когда преследователи настигают Айдара и Ажар, накидывают на них аркан и собираются привязать их к конским хвостам, чтобы казнить, пустив лошадей вскачь по степи. Вся сцена разыграна очень правдоподобно, оперные артисты демонстрируют хорошую технику сценического боя.
В канун премьеры Джанкарло дель Монако говорил, что старался сделать спектакль кинематографичным. Он акцентировал внимание на драматургии Мухтара Ауэзова, в которой безупречно изложен сюжет. Артисты в прямом смысле слова как по нотам разыграли историю. Подспорьем им стали богатые, достоверные костюмы. Сценография спектакля подчеркивает, что Абай живет на просторах Великой степи. Это и юрты, и необъятное звездное небо. Мир философии Абая символизирует большая библиотека. Над сценографией работали итальянские мастера Эцио Фриджерио и Франка Скуарчапино, а также казахстанские специалисты. Внушительные декорации разрабатывались с расчетом большой столичной сцены, позволяющей создавать объемную сценографию. Но сценическое пространство ГАТОБ уступает по размерам сцене «Астана Опера». И здесь монтировщикам декораций пришлось проявить изобретательность.
– Когда мы монтировали декорации в Алматы, то порой не хватало места, и тогда директор ГАТОБ Аскар Бурибаев дал нам карт-бланш, сказав, что если не проходят декорации, то смело снимайте двери с петель на время монтажа, – рассказал директор «Астана Опера» заслуженный деятель РК Галым Ахмедьяров.
В разных составах главные партии представили ведущие солисты «Астана Опера». Заглавную партию исполнили заслуженные деятели Казахстана Сундет Байгожин и Жанат Шыбыкбаев, в роли Айдара – лауреат международных конкурсов Меир Байнеш и заслуженный деятель Казахстана Нурлан Бекмухамбетов, Ажар – заслуженная артистка Казахстана, оперная прима Майра Мухамедкызы и заслуженный деятель Казахстана Салтанат Ахметова.
Спектакль стал торжеством исполнительского мастерства. Солисты своим голосом смогли передать эмоции, переживания своих героев. Продолжительными аплодисментами наградила алматинская публика Сундета Байгожина, который завоевал симпатии любителей классического искусства на всем постсоветском пространстве, участвуя в проекте «Большая опера». Он смог доказать авторитетному жюри, что обладает баритоном широкого диапазона – может исполнять как лирические, так и драматические партии. Именно такой широкий диапазон необходим для исполнения партии Абая.
Артист подчеркнул, что выступить в роли Абая – мечта любого казахстанского баритона.
– Я входил в этот образ через великую музыку – в ней заложен и характер, и философия Абая. Над образом мы работали совместно с Аланом Бурибаевым, детально разбирали каждое действие. Мы стремились показать современность идей Абая, их актуальность в нашей повседневной жизни, – рассказал нам Сундет Байгожин.
Образ оппонента Абая Жиренше воплотил солист «Астана Опера» баритон Евгений Чайников.
– Мне помогла войти в образ тщательная работа над произношением. Я стремился к тому, чтобы мой казахский был точным. И, судя по отзывам коллег, мне это удается, – приоткрыл нам занавес репетиционного процесса Евгений Чайников.
Сундет Байгожин и Евгений Чайников показали героев, которые любят свою землю. Но в отличие от прогрессивного Абая волостной Жиренше – консерватор, сторонник устоявшихся правил.
– Мне было важно показать, что мой персонаж переживает за свой родной край, но у него другие жизненные представления, – сказал нам артист.
Апофеозом спектакля стало третье действие, где богато представлены казахские традиции, хореография, звучат знакомые мотивы – песня «Қарлығаш» и центральная ария произведения «Айттым сәлем, Қаламқас», которую исполняет Айдар в честь своей возлюбленной. Зрители в унисон с артистами напевали любимые с детства песни. А благодаря мастерству хора создавалось ощущение, что мелодии плавно растекаются по всей необъятной степи.
Хочется отдельно отметить мастерство исполнителей партии Айдара в разных составах. По либретто оперы умирающий Айдар поет свою песню лежа, и это требует от вокалистов особой подготовки, потому что петь в таком положении непросто.
В финале публика стоя аплодировала артистам, долго не отпуская их со сцены. Высоко оценила спектакль творческая общественность нашего города. Так, народный артист СССР Алибек Днишев сказал после спектакля:
– Меня очень впечатлило новое прочтение оперы, великолепные декорации и костюмы. Финал оперы «Абай» заставляет гордиться своей страной, своей историей, своей литературой, своим народом.

7 004

7 005

Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА