Неприбытие поезда

Как в позапрошлом веке жители города мечтали о железной дороге

32 01

Во второй половине XIX века в Российской империи началось интенсивное строительство железных дорог. После прокладки ветки от Челябинска до Иркутска в 1898 году было решено продлить магистраль до Ташкента и тем самым соединить Туркестанский регион с Сибирью. Этот маршрут по плану должен был пролегать через наш город.
Верненцы воодушевились. Железная дорога открывала большие перспективы для развития предпринимательства, путешествий, ведь поездка гужевым транспортом до Москвы или Петербурга могла занимать несколько недель, а то и месяцев.
Царское правительство взялось за воплощение этой идеи настолько активно, что наш город посетил министр путей сообщения Михаил Хилков.
Он встретился с верненскими коммерсантами, которые выразили желание принять участие в финансировании проекта.
В 1906 году начались изыскательские работы, но денег хронически не хватало. Участие в финансировании стройки верненских мещан могло покрыть лишь небольшие затраты. Нужен был крупный инвестор. Его поиски длились долго, но в конце концов решили подключиться французские предприниматели.
Их выгода от участия в проекте заключалась в том, что на юге империи планировалось расширять хлопковые плантации – текстильная мануфактура очень нуждалась в сырье. Поэтому на быстрых поставках хлопка можно было выстроить неплохой бизнес, чем и планировали заняться французы.
Строительство предполагалось начать к 1913 году.
В газете «Семиреченские областные ведомости» от 8 марта 1913 года была опубликована заметка «К постройке Семиреченской железной дороги». В ней рассказывалось о том, как военный губернатор области во время командировки в Петербург обсуждал варианты прокладки путей в правительстве.
«Военный министр, отложив обсуждение всех военных нужд Семиреченской области до другого, более продолжительного свидания, пока интересовался лишь вопросами, касающимися соединения области с Россией рельсовым путем. Причем спросил, какая дорога представляется наиболее нужною – на север или на юг», – отмечалось в сообщении.
После обстоятельного доклада о том, что наиболее важным является южное направление, военный министр выразил свою поддержку проекту.
«Министр заверил, что им будут употреблены все усилия к скорейшему осуществлению этого предприятия и будет оказано соответствующее влияние на успешную реализацию акционерного капитала, задерживающуюся, как мы уже писали, некоторыми тучками на политическом горизонте», – информировали «Семиреченские областные ведомости».
В тот же год на торжества по случаю 300-летия дома Романовых в Петербург прибыла делегация руководства области, членов Верненской думы, уважаемых граждан. Вторую половину пути до столицы они проделали на поезде.
О своем путешествии участники поездки изложили в письме, которое было адресовано редакции «Семиреченских областных ведомостей».
«Железная дорога, судя по письмам, произвела на семиреченцев неизгладимое впечатление. Они ходили и смотрели паровозы, вагоны, удивлялись, что за двадцать с лишним рублей им выдали маленькие кусочки картона (проездные билеты), а не какие-либо огромные листы бумаги», – отмечалось в издании.
Тем временем железная дорога оставалась в мечтах, строительство велось медленными темпами. На эту тему в «Семиреченских областных ведомостях» даже был напечатан фельетон.
Один из героев этого небольшого сатирического рассказа уверял, что он видел неподалеку от города Верного железную дорогу. Все удивились, решили посмотреть. И выяснилось, что «Железная дорога» – это название нового трактира... В него заходили обыватели, чтобы, опрокинув рюмочку, помечтать о том, как в город Верный прибудет первый поезд.
В планы по строительству железной дороги вмешались Первая мировая война, революция, Гражданская война. Мечты горожан воплотились только в 1930-х годах, когда было завершено строительство Турксиба.
Юрий КАШТЕЛЮК