О «Парне из нашего города»

55 лет назад культовые актеры советского кинематографа стали героями легендарного фильма

В рамках Всесоюзного кинофестиваля, который проходил в Алма-Ате 30 лет назад, в Доме кино состоялась встреча со зрителями московских актеров-ветеранов.
Алма-атинская встреча была особенной, потому что именно в нашем городе Лидия Смирнова, Николай Крючков, Михаил Кузнецов и другие именитые актеры провели часть своей жизни, жизни самоотверженной и творчески насыщенной.

16 004

16 002

В 1941 году вместе с эвакуированными киностудиями Мосфильм и Ленфильм они приехали в наш город, чтобы своим искусством поднимать боевой дух бойцов, укреплять веру в Победу всего советского народа.
Михаил Кузнецов рассказывал, что, когда популярные артисты появились в Алма-Ате, под их окнами дежурили поклонники, а в особенности поклонницы. А потом ажиотаж пошел на спад и актеры с режиссерами влились в жизнь города, который, как и весь советский тыл, жил под девизом «Все для фронта, все для Победы!».
«К нашему брату со временем привыкли, ничего, мол, особенного, так же стоят в очередях, ходят на базар, моются в бане. В общем, ореол слетел, мы стали обычными гражданами», – вспоминал он.
Творческая коммуна жила дружно, по принципу взаимовыручки.
«Можно было подойти к Константину Паустовскому и попросить закурить, зайти к Михаилу Зощенко за щепоткой соли», – отмечал актер, добавляя, что в эвакуации звания значения не имели.
Лидия Смирнова вспоминала о том, как проходили съемки фильма «Парень из нашего города».
Режиссеры Александр Столпер и Борис Иванов прорабатывали каждый эпизод. Периодически с фронта приезжал автор – Константин Симонов, чтобы посмотреть, как идут съемки.
В картине должно было прозвучать впоследствии ставшее знаменитым стихотворение «Жди меня, и я вернусь».
По сюжету героиня Лидии Смирновой (Варенька) исполняет песню на стихотворение Константина Симонова находящимся на лечении раненым бойцам. А затем, когда в госпиталь доставляют на носилках ее возлюбленного, Сергея Луконина (Николай Крючков), от радости, что он жив, Варенька вдохновенно читает эти же строки.
Авторы картины решили снять этот эпизод в настоящем эвакогоспитале.
«Слушающих снимали крупным планом. А когда вышел фильм, я получила письмо от родителей одного из раненых. Они писали, что получили похоронную на сына, а тут в картине он живой и улыбающийся. «Как же это, – спрашивали они, – может, он не погиб?» Я тут же разыскала этого парня, и оказалось, что он тоже ничего не знал о родителях, считая, что их нет в живых. Радости не было конца», – делилась воспоминаниями актриса.
Так, благодаря кинематографу нашли друг друга разбросанные войной люди.
У партнера Лидии Смирнова по фильму «Парень из нашего города» Николая Крючкова также было много воспоминаний о периоде ЦОКСа (Центральная объединенная киностудия).
После выхода «Парня из нашего города» бойцы приклеивали к танкам фотографии Смирновой и Крючкова. И эти фотографии были символом верности и беззаветной любви.
Актер рассказал, что как-то после выхода фильма он с фронтовой бригадой артистов отправился в прифронтовую часть, а выступать не смог – пропал голос. И тогда кто-то из бойцов крикнул: «А ты, товарищ Крючков, нам только покажись, главное, чтобы ты был живой!»

16 003
И тогда актер понял, что в нем они видят его персонажей.
«Я почувствовал, что нужен бойцам, что каждый из них ищет во мне друга, а ради этого не жаль даже собственного сердца», – подчеркивал актер.
Жизнь на съемках в Алма-Ате была тяжелой – люди недоедали, к тому же разразилась эпидемия тифа. Но никто не роптал, актеры работали самоотверженно, приближая своим творчеством Победу.
Юрий КАШТЕЛЮК
Материал подготовлен совместно с Национальной библиотекой РК