Обряды красоты

Выставка авторских изделий известного литовского ювелира Гражвидаса Каспаравичюса проходит в Музее Алматы

7 001

В зале представлено более 150 ювелирных украшений. В центре экспозиции массивная подвеска, выполненная из серебра, бронзы и мельхиора с вставкой из черного янтаря в фирменном стиле мастера.
– Я создал это украшение в 2013 году, оно предназначено для обрядов, а не для повседневного ношения. Для меня оно имеет особое значение. Это символ того, что все люди в повседневной жизни носят маски, – рассуждает Гражвидас Каспаравичюс. – Самими собой мы можем быть, как правило, только с близкими людьми, которые примут нас любыми. Так вот «Маска» для меня – символ того общества, в котором люди не притворяются друг перед другом. Не знаю, насколько возможно построить такое общество в реальной жизни, но оно должно быть хотя бы как идея. Я считаю, что об этом важно говорить, в том числе и языком искусства.
Став центральным экспонатом выставки, подвеска «Маска», можно сказать, сформировала и всю остальную экспозицию, которая, несмотря на разнообразие украшений, выдержана в одной тематике. Помимо янтаря, изделия созданы из таких минералов, как лабрадорит, цирконий, малахит, афганский лазурит. Изделия Гражвидаса Каспаравичюса, насыщенные сложной, многослойной символикой, отсылают к легендам и фантастическим мирам. Сам же ювелир уверен, что его работы – это не просто украшения, а амулеты, обладающие волшебной силой.
– Я делаю украшения из металлов и природных материалов. Все они живые, обладают своим характером и подсказывают мне, что именно нужно из них создать. Я просто воплощаю это в жизнь. Для меня украшения как дети – говорит Гражвидас Каспаравичюс – Более того, если вижу, что материал со мной «не разговаривает», я не буду с ним работать.
В ювелирном искусстве мастер уже восемнадцать лет. Несмотря на то что в семье Гражвидаса Каспаравичюса есть ювелиры, его путь к делу всей жизни был извилист.
– В юности я хотел стать актером или режиссером, делал для этого все возможное. Однако мечтам не суждено было сбыться. И тогда я стал рыбаком, успешно занимался рыболовством. Позже создал и возглавил спасательную станцию, спас многих людей, – вспоминает ювелир. – Все шло хорошо, но в определенный момент я задумался, чего хочу от жизни. И ответ пришел будто сам собой. Возможно, свою роль сыграла память генов, потому что мне даже долго учиться ювелирному делу не пришлось.
Сначала он работал только с серебром, однако вскоре мастеру это наскучило, захотелось больше цвета. Тогда ювелир разработал собственную технику, в которой соединил серебро, бронзу и мельхиор.
Сегодня имя Гражвидаса Каспаравичюса широко известно не только в Латвии. Его выставки проходят в разных странах мира, а украшения занимают призовые места в разных ювелирных конкурсах. Одну их таких титулованных работ можно увидеть на выставке в Алматы. Это созданная мастером в 2012 году подвеска «Эрагона». Она сделана из янтаря и инкрустирована клыком мамонта. Как признается ювелир, он начал работать с янтарем в 2010 году и влюбился в этот материал. По его словам, янтарь – это музыка природы, застывшая в камне.
Выставка ювелирных изделий Гражвидаса Каспаравичюса продлится до 29 мая. Все эти дни он проводит лекции и мастер-классы для учащихся и студентов алматинских художественных школ и колледжей.

7 002

7 003

7 004
Елена СОКОЛОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА