Он лиру посвятил народу...

В Казгосфилармонии имени Жамбыла прошел концерт, посвященный памяти композитора, педагога, народного артиста СССР, Героя Труда Казахстана Еркегали Рахмадиева

7 001

Еркегали Рахмадиев был не только выдающимся композитором, но и видным общественным и государственным деятелем. Он возглавлял Государственный академический театр оперы и балета имени Абая, был профессором и ректором Казахской государственной консерватории имени Курмангазы, председателем Союза композиторов Казахстана, народным депутатом СССР, министром культуры РК, профессором Казахской национальном академии музыки (ныне университет искусств) в Астане. И здесь перечислено не все, чем занимался Еркегали Рахмадиев в своей очень плодотворной жизни.
На вечере его памяти председатель Союза композиторов Казахстана, лауреат Государственной премии РК Балнур Кадырбек отметила, что для нее и ее коллег он был как отец.
– О Еркегали Рахмадиевиче можно рассказывать очень долго и можно написать несколько томов о нем. Мы, его потомки-композиторы, пришли сегодня сюда почтить его память, мы – это Ермек Омиров, Владимир Стригоцкий-Пак, Бейбит Дальденбай, Бахтияр Аманжол и другие близкие ему люди. Когда Еркегали Рахмадиевич уехал работать в Астану, мы очень скучали по нему, а летом 2012 года поехали проведать его на Балхаш, на его родину. Два дня мы гостили у него. Наслаждались общением с ним, а его супруга Клара-апа угощала нас рыбным бульоном. Когда мы уезжали, он вышел нас провожать и на прощание дал нам напутствие: сохраняйте казахскую музыку. При этих словах у него на глазах выступили слезы. Это были последние слова, которые мы от него слышали…
– Два года назад мы сделали новые членские билеты Союза композиторов Казахстана, – продолжила Балнур Балгабековна. – Памятуя о том, что Еркегали Рахмадиевич внес выдающийся личный вклад в развитие Союза композиторов Казахстана, новый членский билет
№ 1 мы выписали на его имя.
Билет вручили присутствовавшей на вечере вдове композитора Кларе Смагуловне Рахмадиевой.
Открылся концерт симфонической поэмой «Амангельды», посвященной подвигу легендарного народного героя Амангельды Иманова и исполненной Государственным академическим симфоническим оркестром РК под управлением дирижера Ерболата Ахмедьярова. Затем прозвучало скерцо для трубы с оркестром. Ведущая вечера Диана Панаргалиева рассказала публике о том, что это произведение Еркегали Рахмадиев написал для трубача Юрия Клушкина, который в 1984 году получил звание народного артиста КазССР, сегодня он профессор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Во время концерта, посвященного памяти Еркегали Рахмадиева, сольную партию трубы исполнил артист ГАСО РК лауреат международных конкурсов Райымбек Токабай.
Еркегали Рахмадиев был родоначальником новой академической музыки – симфонического кюя. Одни из ярчайших примеров этого жанра – кюи «Дайрабай» и «Кудаша-думан», именно эти два его произведения когда-то вызвали бурю эмоций у гостей Третьей музыкальной трибуны стран Азии. «Дайрабай» настолько впечатлил слушателей, что был удостоен первой премии и получил официальное разрешение на исполнение за рубежом. Без преувеличения можно сказать, что «Кудаша-думан» и «Дайрабай» – своеобразные визитные карточки не только композитора Еркегали Рахмадиева, но и всего музыкального искусства Казахстана. В память об авторе эти два произведения прозвучали на сцене филармонии имени Жамбыла в исполнении ГАСО РК.
В студенческие годы Еркегали Рахмадиев написал несколько миниатюр – это пьеса для кларнета и две пьесы для фортепиано. Они пользовались популярностью и с удовольствием исполнялись музыкантами, но все же наибольший успех принесла композитору поэма для фортепиано «На зов Абая», которая явилась своеобразным откликом на стихи великого поэта и мыслителя Абая Кунанбаева. В этой поэме композитор поставил перед собой новую задачу – соответствовать силе, мощи и таланту Абая. Сам жанр, форма и содержание обязывали его принять эстафету у великого мыслителя, продолжить его дело. Рахмадиев прекрасно справился с этой задачей. «На зов Абая» был рекомендован для участия во всесоюзном конкурсе в Москве, там ее неподражаемо исполнила Ева Коган, заслуженная артистка КазССР, профессор Алматинской консерватории. На вечере памяти Еркегали Рахмадиева это произведение исполнила солистка филармонии имени Жамбыла лауреат международных конкурсов Жанар Сулейманова.
На концерте также был исполнен отрывок из крупномасштабного сочинения Еркегали Рахмадиева «Алпамыс», написанного на основе старинных народных преданий. Опера «Алпамыс» участвовала во всесоюзном конкурсе, посвященном 60-летию Октября, где была отмечена второй премией.
Необходимо сказать, что творческое наследие Еркегали Рахмадиева имеет общенациональное значение. Песня «Елім менің» – пример так называемого высокого стиля, последний раз при жизни композитора она прозвучала на творческом вечере, посвященном его 80-летию в Национальном театре оперы и балета имени Куляш Байсеитовой. Эта песня на слова Нурсултана Назарбаева завершила вечер памяти народного артиста СССР Еркегали Рахмадиева в филармонии имени Жамбыла, она прозвучала в исполнении хоровой капеллы имени Байкадамова, ГАСО РК и солиста Талгата Кузембаева.
По окончании концерта Клара Смагуловна поблагодарила всех за концерт и поведала, как Еркегали Рахмадиевич стал музыкантом. По ее рассказам, в 1948 году гастрольная группа, в которую входили певцы Бекен Жилисбаев и Урия Турдыкулова, композитор Нургиса Тлендиев, баянист Константин Ошлаков, ездили по всей республике, давали концерты и одновременно занимались поиском молодых талантов. Они прослушивали ребят, которые отличались умением петь, играть на домбре, танцевать, и агитировали их ехать в Алма-Ату учиться. Среди этих ребят был молодой Еркегали. Голодный и плохо одетый, он приехал в город в галифе брата, вернувшегося с войны, и обутый в старые тапки. Приступил к учебе, не зная русского языка, но упорно занимался и осваивал профессию, мечтая принести пользу своему народу. Сначала он окончил музыкальное училище имени Чайковского, затем консерваторию, где учился по классу композиции у народного артиста КазССР Евгения Брусиловского. После окончания консерватории занимался в Москве на курсах повышения квалификации при Союзе композиторов СССР.
– Вы видели результаты его труда, – обратилась к публике вдова композитора, – думаю, его сочинения будут жить всегда…

7 002
Индира САТБАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА