383.98  430.63 6.11

Освободиться от провинциальности

Как развивается культурная индустрия в Казахстане?

«Как развивается культурная индустрия в Казахстане? Что ждет Казахстан в развитии этого сектора экономики? Как создать негосударственные культурные учреждения с устойчивым развитием на долгие годы?» – эти и многие другие вопросы рассматривались на первом отраслевом круглом столе «Культурные индустрии в Казахстане: проблемы роста и перспективы развития».

Мероприятие было организовано общественным фондом «Центр творческих инициатив Cultural Dialogue» и неформальным объединением арт-менеджеров Art Cluster при поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации, Гете-института Казахстан и картинной галереи «Жаухар».
«Под понятием культурная индустрия понимается деятельность государственных и частных театров, музеев, библиотек, галерей и прочих культурных учреждений, и проектов. В ходе организации круглого стола, приглашенные лидеры творческих проектов, продемонстрировали свою готовность к диалогу и сотрудничеству.
Кроме того, 19 сентября 2016 года Министерство культуры и спорта РК заявило о планах активизировать работу по развитию отрасли как сектора экономики. Считаем, это является положительной динамикой развития культурной индустрии в Казахстане» – отметила директор Общественного Фонда «Центр творческих инициатив Cultural Dialogue», Жанна Мамбетова.
По информации эксперта свои мнения на круглом столе представили более 60 специалистов в области культуры и искусства, в том числе руководители независимых театров: «Балет Булата Аюханова» – Райхан Унгарова, «АRTиШОК» – Анастасия Тарасова, «Жас Сахна» – Айгуль Султанбекова, директора частных галерей «Вернисаж» – Анна Петракова и «Белый рояль» – Тогжан Куттугаева, директора музыкальных фестивалей Spirit of Tengri – Батыр Казыбаев, джазовый фестиваль – Карлыгаш Макатова, Clique Fest – Наргиз Шукенова.
«Именно новые идеи, а не деньги или технологии, приносят сегодня успех. Творческая экономика дает новую жизнь производству, услугам, торговле и сфере развлечений. Она меняет среду, в которой люди хотят жить, работать и учиться, где они думают, изобретают и творят» – с этого тезиса начался достаточно обширный и содержательный доклад «Развитие культурных индустрий в мире, ее значение и влияние на развитие стран» координатора Общественного Фонда «Центр творческих инициатив Cultural Dialogue» Шынар Жанибековой.
Согласно приведенным автором презентации данным, оборот культурных и креативных индустрий составляет 1,3 триллиона долларов, а темпы роста опережают отрасли производства и услуг. Культурный туризм дает около 40% доходов мировой туристической отрасли и в течение последнего десятилетия демонстрировал стабильный рост. Культурные и креативные индустрии составляют 4,5% мирового валового продукта с прогнозируемым ростом в 10% ежегодно.
Кроме того, по информации Шынар Жанибековой, творческие индустрии стабильно обеспечивают работой больше молодежи, чем любой другой сектор экономики. Например, в Великобритании 80 млрд. фунтов прибыли ежегодно выходит из культурных и креативных индустрий. Государство Катар объявило о своей новой стратегии выхода из-под зависимости нефти в 2020 году, и фокусировании на творческих индустриях. Но самый высокий мировой показатель остается за Россией, доход в этой стране от экспорта продуктов и услуг креативного кластера за последние 10 лет вырос в 5 раз, сохраняя темпы развития творческой индустрии на 5%.
Очень крупный вклад в контекст выдвигаемого вопроса, внес коллектив делового журнала «Эксперт Казахстан», проведшего медийный обзор культурной индустрии Казахстана и посвятившего выходу восьмого номера журнала специальный выпуск «Культура в условиях рынка». По словам обозревателя журнала, культуролога, кандидата философских наук Ольги Власенко, в спецвыпуске посредством опроса экспертного мнения рассматривались такие сегменты культурной индустрии, как театр, музыка, музеи и галереи, кино, литература, а также как работает концепция культурной политики Казахстана и что помогает творческим индустриям развиваться.
«Для того, чтобы культура заняла прочное место в экономике Казахстана необходимо, чтобы образовалась системная связь между культурой и практикой. Эту связь поможет наладить социально-культурное проектирование, способность, как отдельного человека, так и группы лиц реализовать себя не только в качестве людей творческих, но и тех, которые организуют свою деятельность так, что их продукт экономически востребован. Помимо образования в этом направлении необходимы законодательные и финансовые условия, появление которых невозможно без участия государства» – резюмировала Ольга Власенко.
В работе круглого стола рассматривались также вопросы устойчивого развития независимых театров и исполнительского искусства, управления частными галереями, музеями и выставками, обеспечения стабильности долгосрочных творческих проектов. По коллегиальному мнению арт-менеджеров, культурные и креативные отрасли считаются предшественниками новых, динамических форм экономической деятельности.
По мере перехода от индустриального общества к интеллектуальному, творческий подход к решению задач становится важным фактором конкурентоспособности. По всему миру культура становится все более важным источником занятости, доходов и диверсификации экономики.
Ботагоз ТОРГАЕВА