Открывающий неведомые сокровища

6 001

...У неординарных творческих личностей в каждом поступке кроется движение к истине, красоте, гармонии. Вот и солист Казахской государственной филармонии имени Жамбыла Ашим Унайбеков, порадовав своих поклонников очаровательной концертной программой нынешней зимой, перекидывает сейчас многоцветную радужную арку к началу приближающейся весны. Именно в марте мы услышим новые опусы, среди которых, конечно же, будут премьерные для алматинцев произведения.

Концерт, состоявшийся в камерном зале филармонии, вызвал у публики море чувств и размышлений, ибо со сцены лилась необыкновенная энергия выбранных Ашимом сочинений.
Это большая смелость и вера в свои силы – исполнить в первой части вечера два произведения для скрипки соло. На наших глазах музыкант, опираясь только на силу скрипки, создал мощное многоликое полотно – это была «Чакона» из партиты № 2 И. С. Баха. Редчайшая сосредоточенность на развитии основной темы – идеи композитора в 32 вариациях показала нам, насколько возмужал талант скрипача-философа. Второе произведение для скрипки соло – соната № 3 («Баллада») Эжена Изаи изумило нас живым трепетным звучанием скрипки, способной в руках Ашима Унайбекова рождать образы оркестрового масштаба и силы...
Слушатели уже привыкли к тому, что в каждой программе Ашима Унайбекова они открывают новое для себя сочинение, слышат редко исполняемые либо позабытые произведения известных композиторов. Так, с симфоническим оркестром филармонии Астаны он впервые в Казахстане в 2016 году великолепно исполнил Концерт № 2 для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича, а в феврале 2017-го блестяще сыграл с пианистом Арманом Тлеубергеновым «Фантазию» для скрипки и фортепиано Роберта Шумана. Потрясающим открытием для ценителей высокого искусства стала «Импровизация» («Нигун») – одна из частей сюиты Эрнеста Блоха и «Хвала бессмертию Иисуса» – финал квартета Оливье Мессиана, созданного в фашистском концлагере...
Ашим находит материал для своих концертов из разных источников – пластинки, старые нотные сборники, интернет... Он перебирает сотни партитур, клавиров, слушает по телевидению документально зафиксированные записи великих скрипачей...
Но иногда новая музыка сама находит скрипача. Так случилось в 2016 году, когда чрезвычайный и полномочный посол Королевства Швеция, полюбив выступления Ашима, предложил ему сыграть произведения выдающегося шведского композитора Вильгельма Петерсона-Бергера. После визита на родину посол привез казахстанскому музыканту ноты своего соотечественника. Свежая, полная неслыханных интонаций музыка понравилась Ашиму, и в декабре того же года в Казгосфилармонии имени Жамбыла состоялась премьера «Канцоны» В. Петерсона-Бергера, открывшая нам неведомые ранее сокровища шведской музыки. Пианист-аккомпаниатор Арман Тлеубергенов удивительно тонко, как и Ашим Унайбеков, передал эту волшебную красоту мелодий и ритмов скандинавского автора.
И в недавнем концерте Ашима Унайбекова и концертмейстера Аскара Кульшарипова прозвучали премьерные опусы: Поэма
№ 3 «Зимняя песнь» Эжена Изаи и «Элегия» композитора Георгия Катуара. Редчайшая цельность, органичность, полная свобода при редчайшей волевой энергии не могли не покорить зал. А когда вслед за ними прозвучала любимая Ашимом, да и поклонниками его редчайшего таланта музыка Эдварда Грига – Соната № 2 для скрипки и фортепиано – в зале словно включили дополнительный свет: неописуемое сияние и красота вливались в каждое сердце. Концертмейстер Аскар Кульшарипов удивительно тонко чувствует все энергетические импульсы солиста – отсюда и удивительная гармоничность игры этого тандема.
Для Ашима Унайбекова и всей его музыкальной семьи минувший год был юбилейным. 20 лет назад скрипач дал свой первый масштабный сольный концерт. 75 лет назад началась творческая деятельность его знаменитого деда – выдающегося казахстанского композитора, народного артиста СССР Сыдыха Мухамеджанова, которому в этом году исполняется 95 лет. И творческая интеллигенция страны ждет вечеров памяти своего великого композитора. Кроме того, 25 лет назад мама Ашима – музыковед Ляйля Мухамеджанова открыла проект «Президент и культура», в рамках которого прошли яркие культурные события с участием артистов всех поколений – от детей до маститых личностей. Этот проект дал возможность творческой молодежи реализовать свой потенциал. Была также открыта любимая тысячами слушателей программа «Радиофилармония» на Казахском радио (при активной поддержке партии «Нур Отан»). Более сотни радиопередач возродили забытые имена композиторов и исполнителей и познакомили Казахстан с новыми именами. Эта музыкально-просветительская программа очень близка по принципам президентской программе «Рухани жаңғыру» и получила высокий рейтинг у радиослушателей.
20-летие своей сольной концертной деятельности Ашим Унайбеков решил отметить концертными выступлениями по городам Казахстана.
Выросший в атмосфере творческой деятельности деда и родителей Ашим, создавший в четырехлетнем возрасте первую импровизацию для фортепиано, в 18 поступил на два отделения – скрипки и композиции – Казахской национальной академии музыки в Астане. В 2008 году получил диплом республиканского конкурса «Астана-Байтерек». А затем параллельно с концертной деятельностью занялся и композицией, создав сочинения для скрипичных дуэтов, струнного квартета, «Фантазии» для ансамбля духовых инструментов, камерной симфонии...
В репертуарной папке Ашима немало сочинений, созданных для скрипки с симфоническим оркестром. У него есть опыт выступления с ГАСО Казахской государственной филармонии имени Жамбыла под руководством незабываемого Толепбергена Абдрашева в 1999 году, с Карагандинским симфоническим оркестром – «Испанской симфонией» Лало под управлением Ерлана Бахтыгерея в 2012 году, с симфоническим оркестром Госфилармонии Астаны – с Концертом № 2 Д. Шостаковича – под руководством Берика Батырхана в 2016 году… Впереди – новые концерты…
Приверженцы ашимовского исполнительского стиля, возможно, в скором времени услышат в его исполнении «Элегическую поэму» Э. Изаи, Сонату К. Дебюсси, «2 юморески», Я. Сибелиуса, «Мазурек» А. Дворжака и, конечно, изумительный по красоте и новизне – «Романс» для скрипки и фортепиано В. Петерсона-Бергера.
Быть может, не случайно 2019 год объявлен Президентом
Н. А. Назарбаевым Годом молодежи. Наблюдая, как расцветает талант и мастерство солиста Казгосфилармонии имени Жамбыла Ашима Унайбекова, убеждаешься, как стремительно может развиваться ярко одаренная творческая личность, когда само государство определяет приоритетом поддержку молодому поколению. За 20 лет активной сольной деятельности Ашим подарил нам бесценные духовные сокровища. При этом он остается верен своему призванию и миссии. Когда наблюдаешь за новой волной музыкантов, их намерениями, их амбициями, то очень ясно осознаешь особый ориентир Ашима в творчестве. Об этом хорошо сказал когда-то Борис Пастернак:
«Цель творчества – самоотдача,
а не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
быть притчей на устах у всех».
Хочется верить, что Ашим Унайбеков и его сверстники, получив мощный импульс в Год молодежи, станут достойным примером для тех, кто только в начале пути.
Альмира РАМАЗАНОВА