Отцы и дети

С 17 по 20 апреля в Казахском государственном академическом театре драмы имени М. Ауэзова пройдет театральный фестиваль «Қара шанырақ – 2019»

11 002

В этом году фестиваль «Театральная весна», который проводится в Театре имени Ауэзова каждый год в течение четверти века, получил новое название – «Қара шанырақ». Это словосочетание в переводе с казахского дословно переводится как «черный шанырак», то есть почерневший от копоти шанырак, отверстие над очагом в потолке юрты. Кара шаныраком называют отчий дом, почитаемый потомками дом предков и наследуемый ими. Для казахского национального драматического искусства таким домом, кара шаныраком, является Театр имени Мухтара Ауэзова. Это старейший театр страны, он открылся в январе 1926 года. В первой половине тридцатых годов от театра отделилась музыкальная студия. Ведущие творческие коллективы республики, такие как ГАТОБ имени Абая, Казгосфилармония имени Жамбыла, «Казахконцерт», созданы на основе музыкальной студии, отделившейся от Театра имени М. Ауэзова.
В середине 90-х годов в театре стали проводить фестиваль, приуроченный к Дню театра и Наурызу. В этом фестивале участвуют только спектакли, поставленные в Казахском государственном академическом театре драмы имени М. Ауэзова в течение последнего года. Лучшие постановки, роли первого и второго плана награждаются дипломами и денежными премиями. С прошлого года проведение «Театральной весны» перенесли на апрель, а нынче фестиваль получил новое название.
В этом году театральный фестиваль стартует 17 апреля пьесой А. П. Чехова «Дядя Ваня», поставленной на сцене Театра имени М. Ауэзова режиссером Асхатом Маемировым. На следующий день состоится показ спектакля «И дольше века длится день» по роману Чингиза Айтматова режиссера-постановщика Дины Жумабаевой. 19 апреля зрителям покажут трагедию «Анна Каренина», поставленную режиссером Есмуханом Обаевым по одноименному роману Л. Н. Толстого. Если все эти спектакли основаны на классической литературе, то в день закрытия фестиваля, то есть в субботу, будет представлена монодрама современного казахстанского поэта и драматурга Бахыта Беделхана «Ұлым, саған айтам…» в постановке режиссера Асхата Маемирова. Название этого спектакля дословно переводится на русский язык как «Сын мой, тебе скажу …» (или «к тебе обращаюсь…»), но постановщики в русском варианте назвали спектакль «Отец и сын», потому что в нем поднята вечная тема отцов и детей. В пьесе два главных героя – отец и его молодой сын. Примечательно, что актеры, задействованные в этом спектакле в главных ролях, в жизни тоже являются отцом и сыном. Это ведущий актер Театра имени Мухтара Ауэзова заслуженный деятель Казахстана Бекжан Турыс и его сын Магжан Асаубай (его фамилия образована от имени деда), который тоже работает в этом театре. Что интересно, в спектакле их герои носят их же имена – Бекжан и Магжан. Бекжан Турыс известен широкой казахоязычной аудитории также по своим киноролям и участию в телевизионных проектах, и зритель очень уважает этого многогранного, невероятно талантливого артиста и яркую творческую личность. Как рассказал Асхат Маемиров, автор Бахыт Беделхан пришел к нему с готовой пьесой, и, прочитав ее, режиссер решил, что текст необходимо переделать. Причем пьесу переписывали специально для Бекжана Турыса, которого режиссер считает казахским Высоцким. Как и Владимир Семенович, на сцене он и поет, и высказывается о наболевшем, выражая свою гражданскую позицию через монологи. Бекжан Асаубаевич вел дневники, куда записывал свои мысли – то, что волнует его больше всего как человека и гражданина. По этим дневникам, а также присутствуя на репетициях Бекжана Турыса, автор пьесы стал переписывать текст, облекать некоторые высказывания актера в стихотворную форму. Разносторонне одаренный как актер, певец, домбрист – все это Бекжан Турыс демонстрирует на сцене, в этих монологах он выражает свою гражданскую позицию относительно наболевших для него и для всего общества тем. Это оторванность людей от корней, космополитизм, отток молодежи за границу, продажа земли, долги и кредиты, в которых погрязло наше население, желание быстро разбогатеть и многое другое. «Если раньше мой отец говорил мне: будь человеком, то сейчас многие советуют детям: будь умным, знающим, хитрым», – говорит герой Бекжана Турыса.
– Тема отцов и детей – это вечная тема, – говорит режиссер Асхат Маемиров. – У старшего поколения свои духовные ценности, у молодежи свои, и здесь возникает конфликт между ними. И мы рафинируем то, что должно остаться: это честь, совесть, порядочность, ум, народная мудрость, национальная мораль, семейные ценности, народная музыка, фольклор, философия нашей Великой степи. Спектакль о главных ценностях нашего народа: независимости, свободе, это идиологема вечной страны – Мәнгілік ел, об этом звучит последний монолог. И мы показали на сцене и на экране выдающиеся личности, которые оставили в духовном пространстве Казахстана свой след.
Асхат Маемиров считает, что у молодого актера Магжана Асаубая роль в этом спектакле одна из лучших в его репертуаре и он с ней справился отлично. Магжан буквально вырос в Театре имени Ауэзова, он с пяти лет играет на подмостках, был задействован в спектаклях «Өмiрзая» Баккожи Мукая, «Әпке» Дулата Исабекова, «Апат» («Апокалипсис») Игоря Вовнянко, где работал с самим Асанали Ашимовым, а также в «Мөлдір махаббат» Сабита Муканова, который идет на сцене по сей день. В прошлом году Магжан Асаубай с отличием окончил академию искусств имени Жургенова и с тех пор вошел в актерскую труппу Театра Ауэзова. В спектакле «Ұлым, саған айтам…» его герой спорит с отцом, насмехается над ним, повышает на него голос. Но в жизни Магжан очень воспитанный молодой человек, почитающий своего отца.
Следует отметить, что на эту монодраму в театре всегда аншлаг – на домашней сцене ее показывали пять раз и однажды повезли в Актау, куда Бекжана Турыса и всю команду специально пригласили с этим спектаклем. На YouTube помещен отрывок из монодрамы «Ұлым, саған айтам…», и в комментариях люди из других регионов Казахстана просят Бекжана Турыса привезти этот спектакль в их город или разместить полную видеоверсию. Так что алматинцам в этом плане повезло.

11 001
Индира САТБАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА