Палитра имён

Выставку, посвященную художникам-юбилярам, представил ГМИ имени А. Кастеева

9 001

В экспозиции собраны произведения художников, для которых 2019 год стал юбилейным. Их имена широко известны в стране и за рубежом. Творческий путь живописцев пришелся на ХХ век, время становления художественной школы Казахстана.
Каждый из этих мастеров с безупречным художественным вкусом раскрывал в своих работах тему Казахстана, тонко улавливая образы и характеры людей, передавая дух земли, неповторимость природы, особую атмосферу города.
У этих художников была богатая биография с порой невероятными поворотами судьбы. Для кого-то из них Казахстан стал второй родиной, но не менее любимой, чем первая.
В числе таких мастеров Александр Риттих. В этом году исполняется 130 лет со дня его рождения. Коренной москвич, он поехал получать художественное образование в Венскую, а затем Мюнхенскую академию искусств. Параллельно он изучал архитектуру в политехническом институте. Вернувших на родину после обучения живописи и ваянию, он попал прямо в водоворот революционных событий.
Жизненные и творческие скитания в поисках своего места привели его, уже зрелого художника, в 1933 году в Казахстан. Здесь его профессиональный опыт и творческая одаренность оказались востребованными.
– Естественно, он занял одно из ведущих мест в только что организованном в то время Союзе художников Казахстана. Именно здесь особенно ярко проявилась его многосторонняя одаренность, – рассказала куратор выставки искусствовед Самал Мамытова.
Риттих был активнейшим участником всех республиканских выставок.
Он оказался востребованным не только как живописец, но и как зодчий. Риттих выступил соавтором и автором многих сооружений, парков, улиц нашего города, сообщила куратор выставки. Он автор архитектурных проектов нескольких школ, табачной фабрики и других зданий.
В числе известных живописных произведений Александра Риттиха натюрморты «Яблоки», «Груши» и «Портрет Джамбула».
– Эти произведения являются гордостью собрания нашего музея. В этих работах художник продолжает лучшие традиции европейской живописи с ее почти иллюзорной передачей фактуры предметов, пространственной глубины и продуманностью композиционного решения, – подчеркнула искусствовед.
Проводя экскурс по экспозиции, Самал Мамытова уделила особое внимание портрету Жамбыла, созданному художником в 1936 году. По словам эксперта, живописец точно уловил образ акына, его характер.
– Поэзия Жамбыла отличалась психологической насыщенностью и конкретностью, задушевностью и эпической простотой повествования. Все это увидел Риттих, мастерски запечатлев прославленного акына, – сказала куратор выставки.
Для еще одного мэтра живописи – Владимира Эйферта, 125-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, Казахстан также стал вторым домом. Эйферт окончил в 1922 году астраханские Высшие художественные мастерские. Карьера его развивалась стремительно и очень успешно. В 1930 году он стал экспертом по антиквариату Торгпредства СССР в Германии, Франции, а в период 1936 по 1939 год был директором одного из крупнейших музеев изобразительного искусства – ГМИИ имени Пушкина.
Но затем его ждали суровые испытания. В 1941 году он в числе многих других граждан СССР с немецкими корнями был сослан в Казахстан.
– Находясь в Карлаге, испытывая неимоверные трудности, Эйферт продолжал заниматься живописью, которая помогала поддерживать в нем веру в жизнь и надежду на лучшее будущее, – рассказала Самал Мамытова.
В экспозиции выставки представлены живописные произведения автора, выполненные в импрессионистической манере: «Окраина Парижа», «Дачки» и «На пляже».
– Композиция «На пляже», написанная в 1932 году, демонстрирует характерный импрессионистический стиль Эйферта, его умение создать цельное по исполнению и выразительное по художественным качествам произведение, – отметила эксперт.
Все произведения художника отражают его любовь к жизни. Его картины, по замечанию искусствоведа, отличает богатая цветовая палитра и свободная живописная манера письма, посредством которой художник стремился передать широкую гамму эмоциональных состояний природы и человека.
– Пожалуй, именно это чуткое отношение к природе, тонкий лиризм и мажорное ее отражение являются главными особенностями творчества Владимира Эйферта, – заключила Самал Мамытова.
Коренная алматинка Гульфайрус Исмаилова, чье 90-летие со дня рождения отмечается в этом году, принадлежит к следующему поколению живописцев. В Алматинском художественном училище, а затем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина Академии художеств СССР она училась у корифеев и со временем сама стала корифеем отечественного искусства.
Искусствовед Еркежан Омарова, также выступающая куратором выставки, напомнила, что за свою насыщенную и очень плодотворную творческую жизнь Гульфайрус Мансуровна была удостоена множества престижных наград. В их числе звания заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, народного художника РК; ордена «Знак Почета» и «Парасат»; статуэтка лауреата независимой премии «Тарлан». Но главная награда – признание и любовь народа.
Делая обзор творчества Гульфайрус Исмаиловой, Еркежан Омарова подчеркнула, что художница первой стала писать портреты известных деятелей культуры, создав своеобразную художественную галерею творческих личностей – актрис, певцов, мастеров балета, поэтов, писателей, художников.
– Благодаря кисти Гульфайрус Исмаиловой их образы навсегда остались в культурной летописи страны, – подчеркнула искусствовед.
Художницей создан ряд композиционных произведений различной тематики, среди которых особенно примечательны натюрморты. В них, по замечанию специалиста, с большим мастерством и настоящим творческим вдохновением передается разнообразие и красота материальной природы.
Гульфайрус Исмаилова была человеком многогранного таланта: живописец, художник театра и кино, актриса, общественный деятель. Во всех этих областях она проявила себя человеком большого творческого дарования и настоящим гражданином.
В экспозиции выставки представлены такие ее живописные произведения, как «Портрет сестры», «Портрет отца», «Автопортрет с семьей», «Портрет студентки» и «Портрет балерины Людмилы Ли».
– «Автопортрет с семьей», где вместе с автором изображены супруг, народный художник Казахской ССР Евгений Сидоркин, и сын Вадим, ныне именитый живописец, а тогда начинающий свой путь в искусство, пронизан особой теплотой. Это произведение раскрывает любовь и взаимную привязанность членов маленькой семьи и вместе с тем подчеркивает индивидуальность каждого характера, своеобразие духовного мира, передает атмосферу творчества, царившую в семье, – заключила искусствовед.
Также на выставке представлены живописные произведения Регины Великановой, Всеволода Теляковского, Мариса Хитахунова и других живописцев.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА