Первый классик

В ГМИ имени Кастеева открывается выставка, посвященная 100-летию народного художника РК Айши Галимбаевой

6 001

На вернисаже будет представлено более 80 живописных и графических работ Айши Галимбаевой из фондов ГМИ РК им. А. Кастеева, семейной и частной коллекции.
Куратор выставки искусствовед Самал Мамытова подчеркивает: произведения Галимбаевой – это национальное достояние.
– Айша Галимбаева (1917–2008) вошла в историю казахстанской культуры как первая казахская женщина, ставшая профессиональным художником, в ее работах сочеталось природное дарование с серьезным багажом знаний, – отмечает она.
Художница родилась в 1917 году, это было время энтузиазма, новаторских идей. Молодежь шла учиться.
В 1939 году Айша Галимбаева поступила в Алматинское театрально-художественное училище. Начинающей художнице повезло – ее дарование попало в руки именитых мастеров Абрама Черкасского и Леонида Леонтьева.
Затем была Москва. В 1949 году, окончив художественно-декоративный факультет ВГИКа в Москве, она работала на Алма-атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов.
Айша Галимбаева впитывала знания, изучала, зарисовывала. Итогом стал альбом «Казахский народный костюм», включающий 60 подробнейших и точных рисунков костюмов разных областей.
– Большая часть жизни Айши Галимбаевой была посвящена искусству станковой живописи. Именно в ней в полной мере раскрылся ее удивительный талант колориста и способность к созданию ярких и выразительных образов, национальных по духу и методу художественного воплощения, – говорит куратор выставки.
В работах Айши Галимбаевой цвет – главный герой, он живой, насыщенный и обладает самостоятельным характером.
Произведения свежи и поэтичны – весенняя степь, цветущие деревья, чабаны, юные красавицы. В красочных интерьерах казахских юрт – нарядные кошмы, чии, вышивки, резьба по кости и дереву, ювелирные изделия. Все эти предметы органично вошли в искусство Галимбаевой, обогащая ее жанровые картины, композиционные портреты, натюрморты, придавая им неповторимую достоверность и национальный колорит.
Этапы творчества Айши Галимбаевой тесно связаны с историей страны. И хотя в ее работах есть и целина, и новостройки, на первом плане всегда были люди.
Произведения живописца зачастую сравнивают с музыкой, в них, как отмечает искусствовед Ольга Батурина, словно присутствует четко выраженный ритм родного края.
– Энергичные пастозные мазки, свободное обращение с пространством, с формой и ракурсом создают в натюрмортах Айши Галимбаевой ощущение яркой праздничности и свежести, – делится профессиональным суждением искусствовед.
Ее работы выразительны до предела. Художник не прячет акценты. Кладка краски упругая, чувственная, живая.
Ее произведения оптимистичны, и это несмотря на то, что в жизни, которая практически длилась целый век, пришлось испытать многое – и голод, и войну, и разруху. Айша Галимбаева рано осталась без родителей, рано повзрослела.
Между тем преобладание светлых красок в работах красноречиво говорит о том, что оптимистичный характер победил тьму.
– Работы Айши Галимбаевой – жемчужины в сокровищнице казахской живописи, – подчеркивает Ольга Батурина.
О масштабе дарования художницы говорит и тот факт, что в ноябре Нацбанк РК выпустил в обращение памятные монеты, посвященные 100-летию со дня рождения Айши Галимбаевой, из серии монет «Выдающиеся события и люди» номиналом 100 тенге.
В ходе выставки, которая откроется в ГМИ имени А. Кастеева 27 декабря, будет представлен альбом с произведениями Айши Галимбаевой, изданный к столетию со дня рождения живописца.
Юрий ЮРОВ
Фото предоставлено ГМИ имени А. Кастеева