«Пьеса обо всех нас»

6 001

В Казахском государственном академическом театре драмы имени М. Ауэзова поставили знаковую пьесу мировой классики – «Дядю Ваню» А. П. Чехова, в которой великий писатель поднял целый пласт не только национальных, но и общечеловеческих проблем.

Для Театра драмы имени Ауэзова это уже вторая постановка «Дяди Вани». Впервые знаменитая пьеса Чехова обрела жизнь на национальной сцене нашей республики в 1982 году в постановке народного артиста Казахстана Азербайжана Мамбетова. В спектакле были задействованы лучшие актеры Театра Ауэзова – народные артисты КазССР Ануар Молдабеков и Сабит Оразбаев (оба получили это почетное звание в 1976 году), народные артистки СССР Сабира Майканова (1970 г.) и Фарида Шарипова (1980 г.), заслуженная артистка КазССР (1990 г.) Рахилям Машурова и другие их коллеги. «Дядя Ваня» шел на казахской сцене в переводе Абиша Кекилбаева, удостоившегося в 1992 году звания народного писателя РК.
В этот раз «Дядю Ваню» поставил заслуженный деятель РК Асхат Маемиров. Спектакль получил название «Сүйікті менің ағатайым» («Мой любимый дядя»), в переводе Абиша Кекилбаева пьеса называется «Ваня ағай». В новой постановке режиссер тоже собрал лучших актеров Театра Ауэзова, многие из которых популярны в зрительской среде по своим киноролям и телевизионным проектам. Главные роли Войницкого и Астрова в спектакле делят в разных составах любимцы публики Азамат Сатыбалды и Еркебулан Дайыров, Берик Айтжанов и Асан Кыркабаков. Очень радует, что восемь лет спустя в родной театр вернулся популярный казахстанский актер – заслуженный деятель РК Берик Айтжанов, да еще в такой значительной роли, как доктор Астров в «Дяде Ване» Чехова. Такой большой перерыв в театральной деятельности актера связан с его востребованностью в кино, где он сыграл множество ролей. Одна из них – роль Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в фильме российского режиссера Сергея Снежкина «Так сложились звезды».
В спектакле «Дядя Ваня» Азамат Сатыбалды и Берик Айтжанов играют в первом актерском составе, где они блестяще представили образы Войницкого и Астрова. Оба героя – лучшие люди своего времени, интеллектуалы, наблюдательные, мужественные, способные на самопожертвование, с развитым чувством юмора, но заблуждающиеся, несчастные и подверженные пьянству. Обоим нравится одна и та же женщина, но отношение к ней у них разное. Один безответно любит ее и готов служить ей до конца жизни, другому достаточно лишь интрижки. Вроде столько общих черт у героев, но характеры противоположные. Войницкий – бунтарь, ему приходится казаться смиренным, и в эти моменты он выглядит жалко или комично, однако чувствуется, что пороховая бочка вот-вот взорвется. Михаил Львович Астров сдержан по отношению к людям, он никого не любит, кроме старой нянюшки Марины (заслуженная артистка Казахстана Газиза Абдинабиева), которая служит в доме Войницких. Саркастичный, разочаровавшийся в профессии врача и в людях герой Берика Айтжанова весь преображается, когда заходит речь о природе, о посаженных им лесах и будущих поколениях, которые могут быть счастливыми. Речи Астрова вызывают восторг у влюбленной в него Сони, в исполнении Салтанат Бакаевой это искренняя, простая и добрая девушка, замученная ежедневными заботами, даже одета она как прислуга. Полная противоположность Сони – ее мачеха Елена Андреевна, героиня Зарины Карменовой, холодная и раздражительная красавица, олицетворение праздности и лени. Елена Андреевна, неглупая девушка с консерваторским образованием, посвятила свою жизнь ничегонеделанию и живет за счет вышедшего в отставку супруга, пожилого, больного и занудного Александра Владимировича Серебрякова, которого играет заслуженный артист Казахстана Толубек Аралбай. Тот в свою очередь пользуется плодами непосильных трудов собственной дочери Сони от первого брака и своего шурина Ивана Петровича, которые вынуждены во всем себе отказывать и посылать ему тысячи рублей. Самодовольный и напыщенный «герр профессор», после того как Войницкий стреляет в него и промахивается, от радости, что остался жив, забывает о своей болезни и отплясывает на подагрических ногах танец пингвинов вместе с другими «отрицательными персонажами» – тещей Марией Васильевной Войницкой и супругой Еленой Андреевной.
Любимица публики Газиза Абдинабиева, отметившая в декабре 70-летний юбилей, в образе старой, доброй, мудрой няни Марины оказывается единственным человеком, к которому привязан доктор и к которому прислушивается капризный Серебряков. Мать Ивана Войницкого Мария Васильевна в исполнении Меруерт Омарбековой предстала как комичный недалекий персонаж, зашоренный в своей любви и преданности «ученому» зятю. Герой Ермека Бектасова, робкий, побитый жизнью, но добродетельный приживала Телегин в первом действии взгромоздился на ходули – может быть, для того чтобы возвыситься над действительностью?
Во втором составе, кроме упомянутых Еркебулана Дайырова и Асана Кыркабакова, задействованы заслуженные деятели Казахстана Бахтияр Кожа и Шынар Аскарова, лауреат молодежной премии «Серпер» Аян Отепберген, Жанель Макажанова, Жулдыз Ибраева, Гульшат Тутова.
Интересен финал спектакля, не буду раскрывать все карты, но он просто жуткий: постановщики таким образом хотели показать, что идеалы главных героев – дяди Вани и его племянницы Сони, их мечты, которым они напрасно посвятили жизнь, придется похоронить.
– Наша задача была провести интеллектуальный диалог между зрителем и героями, показать дебаты старого и нового, вчерашнего дня и сегодняшнего, спор человека со своим внутренним я, – говорит Асхат Маемиров.
Постановочная группа, работавшая над созданием спектакля, получилась международной: сценограф из Грузии Тамара (Тамри) Охикян, ассистент режиссера из Туркменистана Мекан Джумабаев, художник по свету из Украины Александр Мезенцев. Спектакль получился интересным, современным и стильным, он достоин того, чтобы показывать его на гастролях и фестивалях.
Тамара Охикян говорит, что у постановщиков был подход не делать работу поверхностно, не придумывать что-то нарочитое.
– Мы сделали все по минимализму – и декорации, и костюмы, – рассказывает художник-постановщик. – Стремились, чтобы на первом плане был смысл: что хочет сказать автор и что нас волнует сегодня в этой пьесе, почему сейчас надо ставить Чехова, почему он актуален. Мы избегали изображать конкретную эпоху, конкретную национальность, конкретных людей, потому что эта пьеса о всех нас, она о смысле жизни человека, о судьбе, о том, как нужно жить.
Показ драмы «Дядя Ваня» в Театре имени Ауэзова состоится 12 и 13 февраля.

6 002
Индира САТБАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА