Песни из территории души

Нет, наверное, на свете людей, которые не любят цыганские песни…

А как звучат их мелодии на скрипке или гитаре! Как будто музыкант играет на струнах души.

6 003Так в чем же магия цыганского искусства: музыки, песен, плясок? На эти и многие другие вопросы ответила руководитель цыганского ансамбля «Ягори» Любовь Яворская.
– Наш ансамбль работает в Казахстане уже 20 лет. Искусство цыган любят независимо от национальности, потому что это праздник, радость. Пригласить цыган – это не просто отдать дань красивой старой традиции: цыгане на свадьбу, на день рождения, на праздник любого масштаба и по любому поводу – это признак хорошего тона и вкуса! Это возможность окунуться в чарующий мир зажигательного цыганского искусства.
И еще по поводу наших песен и плясок… Музыка многих народов подверглась влиянию мелодии цыган… Наиболее известна музыка румынских, венгерских и испанских цыган. Вспомните венгерский чардаш или фламенко. Национальный испанский танец имеет цыганские корни. Фламенко очень красив, хочется смотреть и слушать. А от нашей музыки душа разворачивается и ноги идут в пляс. Цыганская музыка чувства со дна души поднимает. Она так же, как, например, индийская, – узнаваемая, ее ни с какой другой не перепутаешь. Это веселье, колоритный меткий цыганский юмор и яркие танцы, искрометные таборные пляски. Цыганское искусство – это целый мир, который имеет свою историю, свой язык, свои особенности.

– Как вы создавали ансамбль «Ягори»?
– Нас в семье было пять девочек. Кто чем занимался. Мне с детства нравилась организация праздников. Новый год, семейные мероприятия, праздничные даты ложились на меня. Потом мне это в жизни пригодилось. Я вышла замуж, появилось двое детей, было не до праздников. Чтобы заработать, торговала на базаре. Криминалом мы никогда не занимались, знали, к чему это приводит, бога боялись. Потом дочь подросла – красавица, племянницы мужа. Все пели и танцевали с детства. Цыганские малыши еще едва ползают, а уже поводят плечиками и подпевает взрослым.
Мы решили организовать свой ансамбль. Прошло уже 20 лет. В то время в Алматы цыганских ансамблей не было. Людей наше искусство интересовало. Когда мы начинали, у нас было три танцовщицы, и каждую звали Роза, мы так и назывались – «Три розы».
Первая наша задача была заявить о себе, чтобы нас узнали, увидели. Тогда нам помог известный алматинский предприниматель и меценат Артуш Карапетян. Мы ему очень благодарны. Он поклонник нашего искусства. О нашем ансамбле было написано в «Золотой книге Казахстана».
Сейчас в ансамбле семь-восемь человек: девушки – вокалистка, танцовщицы; мужчины: певец, танцор; музыканты: аккордеон, скрипка, гитара. Состав периодически меняется. Кто-то из девушек замуж выходит, кто просто убежит. Было такое: завтра у нас два концерта, звоню нашей вокалистке, а ее мама мне отвечает: «Она замуж убежала». Проще, если танцовщица сбежит замуж, ее можно заменить, но вокалистку быстро найти нереально.

– Сами не поете?
– Нет, но если бы жизнь сложилась по-другому, я бы, наверное, стала спортсменкой или актрисой. Очень люблю спорт. А поскольку я человек дисциплинированный, то, наверное, многого бы достигла. Я занималась ручным мячом, легкой атлетикой, была в сборной школы, мне пророчили большое будущее в спорте. Занятия спортом много мне дали, пример, умение работать в команде.

6 001

– Коллективом артистов всегда трудно управлять – люди эмоциональные. Как это у вас получается?
– У нас свой кодекс и строгая дисциплина. На работе не употреб-
ляем спиртное, всегда выступаем в чистых наглаженных костюмах, не занимаемся вымогательством – не ходим по залу с подносом для сбора денег с гостей. Этим грешат некоторые ансамбли или чаще переодетые под цыган.
Другое дело – есть такой ритуал, когда во время поздравления встречаешь виновника торжества, говоришь ему заздравную или величальную и просишь позолотить ручку. Но выпрашивать деньги у гостей, обходя зал, никогда!

6 002

– Как вы подбираете репертуар?
– Мы поем старые знакомые всем песни, классику, песни из фильмов. К нам приезжал очень хороший певец из России Василий Груя. Мы вместе выступали. Есть новые – это Александр Марцинкевич – сначала с группой «Кабриолет», затем с группой «Цепи». Но это уже эстрада.

– Многие казахстанцы старшего поколения помнят такие фильмы, как, например, «Табор уходит в небо», «Цыган». Вы и сами снимались. Вам нравятся эти фильмы?
– В этих фильмах не все правдиво. Это лакированная картинка. Даже в казахстанском сериале «Каждый взойдет на Голгофу», в котором снимались я и моя дочь Ангелина, правды жизни нет. Когда снимают кино о бандитах, полиции, исторические картины, приглашают консультантов, чтобы все было ближе к реальности, а почему-то, создавая фильмы о цыганах, не ищут достоверности. Главное, чтобы пели, плясали, махали юбками…

– Как вы оказались в этом фильме?
– Мы прошли кастинг. Претендентками были еще так называемые крымские цыгане, они живут в Алматы и исповедуют ислам. Мы вместе проходили пробы. Интересно, что у них костюмы совсем другие. Прямые платья, без оброк, расшитые пайетками, очень яркие, блестящие. Режиссер предложил всем претенденткам танцевать. Они на сцене никогда не выступали, а моя дочь артистка. Она как вышла, как дала жару, так ее сразу утвердили на эту роль. Я играла жену цыганского барона, его роль исполнял актер Александр Хмельницкий, а Ангелина – нашу дочь. Автором сценария и режиссером был Марат Конуров, он же исполнял главную мужскую роль.

– Расскажите, в чем же там неправда.
– У каждого народа есть традиции, которые не нарушают. У нас, например, никогда мужчина не пропустит вперед женщину. В фильме «мой муж» при людях обнимает меня за талию. В жизни это просто невозможно. Таких замечаний я могу выказать много.
Позже мы много снимались в клипах с певцами – нашими и российскими. Когда здесь проходил «Золотой граммофон», мы работали с певцом Дмитрием Колдуном.

– Цыганские песни не только веселые, есть очень грустные, и слезу выжимают. В чем причина такой силы воздействия?
– На праздниках мы не поем грустные песни, особенно со слезой… А сила воздействия, наверное, кроется в истории нашего народа. Исполнитель такой песни раскрывает своим искусством, возможно, личную драму или горести многих поколений. На протяжении столетий в разных странах периодически цыгане подвергались гонениям. Это продолжалось и в XX веке. В 1933 году была проведена спецоперация по выселению кочевых цыган из окружающих Москву лесов. В результате облав многие таборы были отправлены в Сибирь.

– Говорят, у цыган нет Родины?
– Родина есть у всех. Я считаю, это место, где ты родился, где живешь, где появились твои дети, внуки. У каждого своя Родина, для нас это Казахстан.

– А что за страна Романистан?
– Романистана нет на карте. Это территория души: наши законы, язык, традиции, история, культура.
Оксана БОНДАРЕНКО