Подлинник искусства

Мировое художественное сообщество отмечает 400-летие со дня рождения Себастьяна Бурдона

17 04

Мировое художественное сообщество отмечает 400-летие со дня рождения Себастьяна Бурдона. Одна из работ прославленного живописца представлена в Алматы.

17 01

Полотна Себастьяна Бурдона находятся в коллекциях Лувра, Эрмитажа, музея Прадо, в других крупнейших мировых собраниях живописи. В их числе Государственный музей искусств имени А. Кастеева.
В зале искусства Западной Европы ГМИ представлена картина Бурдона «Спасение Андромеды».
Каким же образом произведение Бурдона оказалось в нашем городе?
Все началось с того, что в тридцатые годы правительство советского Казахстана обратилось к руководству крупнейших музеев Москвы и Ленинграда с просьбой оказать содействие в формировании коллекции новой картинной галереи в Алма-Ате.
Нарком просвещения РСФСР Андрей Бубнов эту идею поддержал, а вместе с ним одобрение выразила верхушка советского руководства. И в этом не было ничего странного, стояла задача – просвещать население молодой Страны Советов, нести культуру в регионы.
Музеи откликнулись в добровольно-принудительном порядке, и в Алма-Ату стали поступать произведения искусства из Москвы и Питера. Музей изобразительных искусств имени Пушкина даровал нашему городу работу Себастьяна Бурдона «Спасение Андромеды». Таким образом в 1936 году картина оказалась в нашем городе.
Художник, создавая полотно, использовал древнегреческий миф о подвиге героя Персея. Напомним, Персей спас прекрасную эфиопскую принцессу Андромеду от морского чудовища, которому девушка была принесена в жертву. Бурдон избирает момент, когда деяния героя уже завершены. Все персонажи – бог морей Нептун, морские нимфы – нереиды, богиня победы Виктория объединены ликующим настроением триумфа, все они прославляют подвиг героя.
Авторское повторение Бурдона «Персей и Андромеда» находится в Мюнхене в «Старой Пинакотеке».
Как отмечает искусствовед ГМИ имени Кастеева Мария Копелиович, москвичи до сих пор сожалеют о том, что отправили к нам работу Бурдона.
Его полотна уникальны. Во Франции этот художник был известен на том же уровне, что и Никола Пуссен – основоположник классицизма. Они дополняли друг друга, соперничали.
Но Бурдон был необычайно гибок в своем творчестве. Он не раз менял свой стиль – то работал в духе классицизма, то использовал приемы, характерные для барокко. Однако его всегда можно отличить по звучности и гармонии цветовых сочетаний, плавности движений, линий. Его картины наполнены светом и воздухом. Впоследствии искусствоведы назовут такую манеру письма Бурдон стилем.
Бурдон творил в XVII веке. Это была эпоха расцвета французской культуры, время больших художников и великих произведений искусства, период формирования утонченных художественных вкусов и создания «большого» стиля, связанного с периодом правления короля Людовика XIV.
Коллекция произведений искусства Западной Европы в ГМИ имени А. Кастеева – крупнейшая в регионе Центральной Азии. Она насчитывает около 1,5 тысячи экземпляров.
Юрий КАШТЕЛЮК
Материал подготовлен совместно
с ГМИ имени А. Кастеева