367.3  419.68 5.58

Прочное творчество

Французский архитектор и скульптор покажет, как построить мечту из бетона

18 004

18 005Разработки Милен Гермон будут экспонироваться во французском павильоне в ходе международной выставки в Астане. О них она рассказала на лектории в ГМИ имени А. Кастева, прошедшем в рамках академии искусств «Асем Алем».
Представляя гостью, куратор проекта «Асем Алем», руководитель центра менеджмента и внешних связей музея Клара Исабаева рассказала, что Милен Гермон родилась в 1981 году в Нормандии, имеет диплом инженера и диплом в области искусства. В своем творчестве она объединяет высокие технологии с поэтическим воображением.
– Милен создала новое поколение бетона, привнеся в этот серый разделитель городского пространства изящество, технические инновации и человеческое тепло. Ее бетон – чувствителен. Скульптуры реагируют на звук, свет, вибрации, когда к ним прикасаются, – отметила Клара Исабаева.
Милен Гермон создает арт-объекты весом от нескольких граммов до нескольких тонн, которые взаимодействуют с окружающим пространством.
Произведения скульптора предназначены для общественных мест – площади, пляжа и даже кладбища, они несут важные символические послания, ведут диалоги современности с прошлым, имеют глубокий контекст.
Среди них состоящая из нескольких модулей скульптура «Мгновения». Она установлена в 2014 году на берегу нулевого меридиана Атлантики в честь 70-летия высадки союзников в Нормандии.
Каждый модуль представляет собой полую бетонную рамку с отпечатками рук ветеранов, символизирующими исторический прорыв. А сами модули, по задумке автора, не что иное, как рамки фотографий, сделанные камерой Polaroid, а в качестве снимков выступает сам вид моря. Или огромная металлическая пирамида «Фара» (30 м высотой и весом 7,5 тонны), возвышавшаяся с октября 2015 года по апрель 2016 года на площади Согласия в Париже.
– Цель этой скульптуры была в том, чтобы «вести диалог» с Обелиском Луксора, а также световую «перекличку» с Эйфелевой башней и небоскребом Монпарнас. Это не только диалог двух структур, между которыми несколько тысяч лет, но и диалог двух культур – египетской и французской, – сказала автор.
Пирамида состоит из 320 алюминиевых равнобедренных треугольников, каждый из которых пропорционален самой пирамиде и позолоченному навершию Обелиска Луксор. Египтяне нередко придавали навершию обелиска пирамидальную форму (пирамидион) и покрывали его электрумом (сплавом золота с серебром), и это, по мнению Милен, и есть корни происхождения электричества. На площади Согласия навершие стало позолоченным только в 1998 году. Золотистый цвет пирамиды «Фара» подчеркивает символизм обелиска – переход от земли к небу.
Огни «Фары» освещают, иллюминируют обелиск в прямом и переносном смыслах. Для «иллюминации» на скульптуре установлены фары дальнего света 128 ValeoSibieOscar LED. Создание этого вида ламп стало настоящим прорывом в технологии фар дальнего света. Лампы надежны в использовании, потребляют на 70% меньше энергии, чем предыдущее поколение ламп.
Несмотря на огромную высоту в 30 метров, вес «Фары» составил лишь 2% от веса обелиска.
Проходившие мимо в то время участники Международной ярмарки современного искусства (FIAC), Конференции по климату COP 21, влюбленные на День святого Валентина могли передать ритмы биения своих сердец через «Фару» благодаря встроенным в нее сенсорам и увидеть ее сверкание, когда она воспроизводит удары их сердец в режиме реального времени.
Площадь Согласия была выбрана совершенно не случайно, ведь именно здесь в 1843 году впервые в мире тестировалось уличное городское электрическое освещение. Этот проект, как никакой другой, ярко демонстрирует стремление художника к объединению технологических инноваций с современным искусством.
– Я начала работать над этим проектом по призыву ЮНЕСКО, когда 2015 год был объявлен ООН Международным годом света и световых технологий. Эта тема перекликается с темой EXPO-2017 «Энергия будущего», – сказала скульптор.
К слову, Милен за эту работу получила высокую оценку экспертов ЮНЕСКО. На создание конструкции у Милен ушло три месяца, а на установку ее на площади Согласия – одна неделя.
– У Милен много планов и новых идей. Она сотрудничает с известными во Франции творческими личностями, такими как архитектор Клод Парен и директор театра Жан Ламбер, который поставил один из спектаклей с ее арт-объектами, – сказала Клара Исабаева.
Персональные выставки скульп­тора проходили в 2012 году в Национальном архиве Франции и в 2016 году в Музее минералогии. Скульптуры Милен выставлялись также на выставках Art Basel в Майами-Бич, Новом Арт-центре Нью-Йорка, Фонде Картье и других.
В 2017 году Милен была выбрана голосом французских инженеров во Всемирную федерацию инженерных организаций, партнер ЮНЕСКО.
Лекция в ГМИ имени А. Кастеева состоялась при поддержке Посольства Франции в Казахстане, с которым у музея существуют давние и прочные связи.

18 003
Юрий ЮРОВ
Фото предоставлены ГМИ им. А. Кастеева