Пронзительный вокал

Театр оперы и балета имени Абая открыл сезон премьер камерным спектаклем «Дневник Анны Франк»

9 002

Постановка, приуроченная к 75-летию Победы, стала знаковым событием для театра – моноопера считается непростым произведением и берется в работу только сильными труппами, открытыми для творческих экспериментов, готовыми к нестандартным ходам и воплощению сложных вокальных и актерских задач.
На Западе, где процветают авангардные формы, спектакль ставят регулярно, на территории же постсоветского пространства за все Новейшее время опера шла только в Мариинском театре. И вот теперь к Санкт-Петербургу присоединился Алматы.
Оперу создал в 1969 году советский композитор авангардного направления Григорий Фрид. Он написал произведение, находясь под сильным впечатлением после прочтения «Дневника Анны Франк», который был издан в СССР на волне хрущевской оттепели. Монолог еврейской девочки, в годы войны вместе с семьей скрывавшейся на амстердамском чердаке от нацистов, глубоко взволновал Фрида. Будучи фронтовиком, лицом к лицу столкнувшимся с трагедией войны, он решил рассказать историю Анны Франк музыкальным языком.
Это было время творческих экспериментов, сквозь приоткрывшийся железный занавес в СССР проникали веяния музыкального авангарда. Наряду с Эдисоном Денисовым, Альфредом Шнитке, Софией Губайдулиной Фрид стал композитором, подхватившим новые веяния.
Он создал произведение в жанре монооперы. По его замыслу, в течение всего представления на сцене присутствует только одна артистка, исполняющая роль Анны Франк. Либретто к опере написал сам композитор – текст создан из дневниковых записей Анны. В итоге получился часовой вокальный монолог, в котором главная героиня рассказывает о жизни в убежище.
В Алматы спектакль поставил молодой российский режиссер Алексей Смирнов, приглашенный из Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Из-за карантина он начинал работать над воплощением постановки удаленно и, как рассказала директор ГАТОБ имени Абая Ая Калиева, буквально за 10 дней до премьеры приехал в Алматы, чтобы уже на месте внести окончательные коррективы.
Режиссер решил разместить 50 зрителей, которые придут послушать оперу, прямо на сцене, среди детально воссозданных декораций чердака – убежища Анны Франк. Рядом, на внутреннем балкончике, находятся и музыканты (дирижер Ерболат Ахмедьяров). По словам режиссера, таким образом он стремился погрузить зрителей во внутренний мир героини, чтобы каждый смог прочувствовать атмосферу убежища, где с 1942-го по 1944 год скрывались от гестапо несколько еврейских семей, включая семейство Франк.
Режиссер рассказал, что сам он прочитал «Дневник» шесть лет назад, тогда же родилась идея постановки:
– Первая мысль после прочтения текста была о том, насколько волевой оказалась эта маленькая хрупкая девочка, ведь сам факт ведения дневника – это уже противостояние нацистской машине, воевавшей против женщин и детей. «Дневник Анны Франк» – это гимн оптимизму, силе воли и Победе.
Алексей Смирнов разделил партитуру между двумя солистками, наряду с Анной на сцене присутствует второй персонаж, ее старшая сестра Марго, с которой Анна делится переживаниями. В ее тексте присутствуют и страх, и оптимизм, и вера в скорое освобождение.
Действие сопровождается видео- и фото-артом – зрители видят фотографии семьи Франк, кадры разрушенных в результате бомбежек европейских городов.
Партии исполняют солистки ГАТОБ Надия Наденова и Венера Алпысбаева. После премьеры солистки рассказали, что работа над спектаклем стала для них настоящим творческим экзаменом. Построенная на интонационных контрастах, партия потребовала очень серьезной вокальной подготовки, готовности в течение часа вести весь спектакль, переходить с вокала на речитатив и обратно. Наряду с этим от солисток потребовались и актерские способности – в спектакле много действия.
По словам исполнительниц, подготовка к спектаклю началась с заучивания вокальных монологов – это было делом непростым, текста очень много, музыка сложная. Затем они приступили к репетициям.
– После того как я привыкла к музыке, стала обращать все больше и больше внимания на текст, по вечерам читала «Дневник», этот потрясающий по искренности и проникновенности монолог, который помог мне прочувствовать образ, – поделилась Надия Наденова.
Текст «Дневника» помог в воплощении образа и Венере Алпысбаевой:
– Читая «Дневник», я все больше погружалась в образ девочки-подростка, в которой детская мечтательность сочеталась со взрослыми мыслями.
По словам режиссера, такие постановки создавать необходимо – они служат напоминаем о том, что главной ценностью на земле является мир.
Планировалось, что премьера спектакля состоится в канун 9 Мая, к 75-летию Победы, но в планы вмешалась всемирная пандемия. Несмотря на это, режиссер работал с коллективом ГАТОБ дистанционно, и накануне праздничной даты была выпущена вокальная видеоверсия, которую театр посвятил ветеранам. Нынешняя постановка также посвящена фронтовикам – тем, кто сломал ворота концентрационных лагерей, в одном из которых, не дожив нескольких месяцев до освобождения, погибла Анна.
Из всей семьи выжил только отец – Отто Франк. Именно он опубликовал дневник своей дочери, сделав его достоянием всего мира.
Директор ГАТОБ имени Абая Ая Калиева подчеркнула, что весь коллектив проникся сюжетом монооперы, историей жизни Анны Франк.
– Мы живем в мирное время, но и в наши дни мир подвергся большому испытанию – пандемии, требующей выдержки. Маленькая девочка донесла до нас послание о том, что мы должны ценить и беречь друг друга, – подытожила Ая Калиева.
В этом году опера «Дневник Анны Франк» будет показана 15 октября, а на следующий год планируется показать спектакль ко Дню памяти жертв холокоста, который отмечается 27 января, и к 9 Мая.

9 003
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА