Проверен аншлагами

Спектаклю Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Н. Сац «Гарольд и Мод» исполнилось 10 лет

23 001

Спектакль, прошедший серьезную проверку временем, идущий с непременными аншлагами, стал в 2009 году одной из дебютных режиссерских работ заслуженного артиста РК Дмитрия Скирты. Он взял к постановке известную голливудскую и бродвейскую историю сценариста Колина Хиггинса. Она повествует об экстравагантной пожилой даме и не менее экстравагантном молодом человеке, которые, встретившись на кладбище при весьма необычных обстоятельствах, неожиданно нашли друг в друге родственную душу.
Юноша Гарольд практикует розыгрыши, полные черного юмора. Как выясняется, это его способ борьбы с одиночеством. Мод на пороге своего восьмидесятилетия познала истину. Несовершенство бытия можно преодолеть, считает она, достаточно лишь спасти засохшее деревце или одинокого юношу. Нет ничего важнее свободного духа. Смысл жизни, по Мод, в том, чтобы, подобно подсолнуху, поворачиваться лицом к живительным лучам и не давать мрачной действительности завладеть тобой.
Ставить подобные истории, несомненно, выигрышно, ведь они содержат в себе весь букет драматургических интонаций – тут и комизм, и черный юмор, и мелодраматизм, и местами леденящий душу ужас. Однако от актеров и в первую очередь от режиссера требуются большое мастерство и изобретательность, чтобы донести до зрителя все акценты, позволить ему прочувствовать тот самый букет интонаций и прожить с героями эту историю. Дмитрий Скирта и актеры, безусловно, справились с этой задачей, о чем свидетельствуют неувядающий успех и долгая жизнь спектакля.
Постановка получилась очень стильная, отдельные эпизоды спектакля напоминают кадры кинокартины, которыми можно любоваться, что неоднократно было отмечено зрителями. При более чем скромной сценографии в разных эпизодах появляются детали, задающие стиль и атмосферу спектакля. Некоторые сцены задействуют пространство зрительного зала. Однако, находясь среди зрителей, актеры не общаются с публикой, сохраняя в ограниченном в маневренности камерном зале «четвертую стену», что придает постановке дополнительный шарм.
Спектакль «Гарольд и Мод» стал творческим бенефисом корифея отечественной сцены, заслуженной артистки РК Татьяны Тарской, исполняющей роль Мод. В этом образе, равно как и в других театральных ролях, Татьяна Тарская дарит зрителю все свое обаяние, через своего персонажа разговаривает с каждым о важных жизненных вещах, таких как сострадание, дружба, сила духа и оптимизм.
Роль Гарольда играет заслуженный деятель РК Евгений Дубовик. Кюре Финнеган – Игорь Ермашов, мать Гарольда – Наталья Бардина. При просмотре возникает ощущение, что актеры сроднились со своими персонажами, они не играют, а живут на сцене.
Роль Татьяны Тарской требует не только большой драматической, но и физической отдачи, по ходу спектакля актриса много двигается, выполняет почти акробатические номера и делает это безукоризненно. Отменную физическую форму демонстрирует и Евгений Дубовик, к слову, во многих спектаклях он обращается к эффектным приемам сценического движения, что существенно обогащает его роли. Насыщены актерскими красками и образы матери Гарольда и кюре. Игорь Ермашов играет священника, циника, лишь создающего видимость сочувствия чужим переживаниям, а Наталья Бардина предстает в образе властной хозяйки дома, которая демонстрирует исключительно рациональный подход к решению душевных проблем своего сына. Такое окружение лишь усиливает одиночество и беззащитность тех, кто мыслит и чувствует иначе.
Вместе с тем черная комедия «Гарольд и Мод» – это история, вселяющая оптимизм. Спектакль о двух чудаках, которые умеют нестандартно посмотреть на жизнь, помогает зрителям по-новому взглянуть на свои проблемы и увидеть хорошее там, где прежде его не замечали.

Юрий КАШТЕЛЮК

фото Арама Митиняна