Пусть будет так

На сцене Казгосфилармонии имени Жамбыла прошел необычный концерт

9 001

На сцене Казгосфилармонии имени Жамбыла прошел необычный концерт: лучшие хиты легендарной группы The Beatles прозвучали в оперном исполнении ведущих солистов ГАТОБ имени Абая в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра РК.

В роли знаменитой ливерпульской четверки выступили баритон Олег Татамиров, меццо-сопрано Елена Никонова, бас Ильяс Артагалиев и сопрано Анастасия Кожухарова. Дирижировал оркестром маэстро Канат Омаров.
«Мы решили, что из всех битлов Олег Татамиров похож на Ринго Стара, Елена Никонова предпочла быть Полом Маккартни, Ильяс Артагалиев – Джоном Ленноном, ну а я – Джоржем Харрисоном, – анонсировала в соцсетях предстоящий концерт Анастасия Кожухарова, заинтриговав алматинского зрителя. – Оркестровые аранжировки делал талантливейший композитор Артык Токсанбай…»
В назначенный вечер публика услышала битловские хиты в непривычном академическом оформлении, которые зазвучали совершенно по-новому, по-оперному, и это было интересно и даже немного странно. Знакомые мелодии издавали не гитары, клавишные и ударные, а классические струнные и духовые инструменты. Местами композиции «Битлз» звучали как академическая музыка, местами как джаз. Удивительно было слушать знаменитую Yesterday («Вчера») в исполнении Анастасии Кожухаровой, а All My Loving («Всю мою любовь») – в исполнении Ильяса Артагалиева. Michelle («Мишель») звучала в исполнении Елены Никоновой, а Here, There and Everywhere («Здесь, там и повсюду») – в исполнении Олега Татамирова. Солисты пели без микрофонов, как и положено оперным певцам, выступали и соло, и дуэтом, и квартетом. Так, Олег Татамиров и Анастасия Кожухарова спели Free As A Bird («Свободен, как птица»), сопрано и меццо-сопрано исполнили дуэтом Let It Be («Пусть будет так»), а бас и баритон – Girl («Девушка»). Квартетом солисты спели Eleanor Rigby. Под занавес в исполнении Анастасии Кожухаровой прозвучал хит Hey Jude (Эй, Джуд»), и финал этой песни со знаменитым вокализом «на-на-на-на-на-на…» подхватили все солисты, вышедшие на сцену. Затем ведущий концерта Женис Жамашев объявил всех участников проекта, в том числе композитора Артыка Токсанбая, сделавшего оркестровку произведений группы «Битлз» и подружившего классику рока с академической музыкой. Вместе с ним солисты и ГАСО РК во главе с маэстро Канатом Омаровым повторили под ритмичные аплодисменты публики финал песни Hey Jude.
Автором идеи этого проекта явилась Жанат Рахимжан, а продюсером – Болат Абишев.
– Жанат Рахимжан – большая поклонница оперы и в то же время – группы «Битлз», потому что наше поколение выросло на их музыке, – рассказывает Артык Токсанбай. – И она мне сказала: хорошо было бы услышать песни «Битлз» в исполнении оперных певцов. Сначала задумывали сделать кроссовер – симфонический оркестр с гитарами, ударными. Но потом я сказал солистам: вы оперные певцы, давайте будем делать все чисто академически. В оригинале гармония была проще, там все рассчитано на постоянную ритмическую поддержку, а когда мы начали работать над партитурой, я полностью все перегармонизовал, и мы сделали чисто оперный проект. Сначала, когда я сделал клавиры, солисты возмущались: ой, что так сложно, наворотил джаза. Я им ответил: не бойтесь, в оркестре все будет звучать классически, вы будете петь в своей природе.
По словам композитора, это уникальный проект – приступая к работе, он искал в YouTube, делал ли кто-нибудь что-то подобное с музыкой «Битлз» в оперном жанре, и убедился, что в таком объеме никто не делал. Есть варианты с Лондонским симфоническим оркестром, выступившим с барабанами, гитарами, хором. Yesterday, по данным Книги рекордов Гиннесса, имеет три тысячи кавер-версий, ее исполняли такие известные музыканты, как Фрэнк Синатра, Элвис Пресли, Пласидо Доминго, Том Джонс, Муслим Магомаев, но чтобы весь концерт, посвященный творчеству «Битлз», был представлен как оперное искусство, где вечер начинается с увертюры, а певцы поют дуэты, квартеты, как положено по всем канонам академического жанра, – такое, пожалуй, впервые.
– Анастасия сегодня пела Yesterday, а когда я в первый раз услышал, как она ее поет, то даже не ожидал, что в исполнении сопрано эта песня будет так интересно звучать, – говорит Артык Токсанбай.
По словам Анастасии Кожухаровой, она не поклонник «Битлз», поэтому выбрала самые известные их песни – Yesterday и Hey Jude.
– Признаюсь, мне на английском языке петь совершенно неудобно. Я пела когда-то в консерватории какие-то арии на английском языке. Например, арии из оперы «Королева фей» Перселла, арию для сопрано из оратории «Мессия» Генделя, но там старый английский можно произносить немного по-другому, чем современный. Все эти английские звуки r, th, t мешают мне, как классическому вокалисту, очень сильно. Все это заваливает звук, убирает его из резонаторных полостей, и поэтому приходится максимально подключать дыхание, чтобы петь Yesterday по-оперному, без микрофона, чтобы озвучить зал, ну вот такие проблемы возникают. Если честно, я не очень люблю петь эстраду и небольшой ее поклонник, но я очень тепло, с большим уважением отношусь к организатору этого концерта, поэтому согласилась принять в нем участие.
В отличие от Анастасии Кожухаровой, у Елены Никоновой, по ее словам, к популярной музыке отношение очень даже неплохое.
– Мне интересны эксперименты со смешением музыки академической и популярной, – говорит Елена. – Для меня это такой интересный опыт, потому что, работая в оперном театре, исполняя оперу, мы находимся в стилистике европейского академического искусства. «Битлз» – это тоже европейская, или даже англо-американская музыка, но там другой инструментарий, стилистика – рок-группа, используется английский язык, то есть это совершенно другой национальный, музыкальный стиль. Мне интересны такие эксперименты, потому что я еще и композитор по своему второму образованию. Я работала в эстрадной группе, поэтому это достаточно близкая тематика для меня, а исполнить эти произведения в качестве оперной певицы мне вдвойне интересно, потому что для многих «Битлз» становится классикой, это группа, чье творчество вошло в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Как отметил Артык Токсанбай, этот проект может иметь продолжение и он будет еще уникальнее:
– У нас в Казахстане есть 19 оркестров народных инструментов, причем приличного уровня, почему бы теперь не поэкспериментировать с ними?
Индира САТБАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА