Разговор предков с потомками

Арт-галерея «Бакшасарай» представляет выставку живописи «Наследие»

17 01

Арт-галерея «Бакшасарай» представляет выставку живописи «Наследие» алматинского художника Курмангазы Акашева.

17 03

Творческий диапазон выставки весьма широк: от пейзажей, воспевающих красоту родного края, до натюрмортов и сюжетно-тематических картин, связанных с историей народа и раскрывающих нацио­нальный быт казахов.
Выставка Курмангазы Акашева – ретроспективная, поэтому зрителю представляется возможность ознакомиться с работами художника как раннего периода, так и позднего. В экспозицию включена самая первая серьезная работа автора – картина «Әнгіме» («Разговор»), написанная им в 1992-м, через год после окончания худграфа КазПИ имени Абая. На этом полотне изображены седобородый старик и мальчик, которые о чем-то беседуют, полулежа на земле в степи, где вдалеке возвышаются горы. Автор рассказывает, что здесь он изобразил своего отца и себя в окрестностях родного села в Капальском районе Талдыкорганской области. Курмангазы Акашев тогда преподавал в Кокшетауском пединституте имени Чокана Валиханова, и наверное, поэтому в картине переданы ностальгические настроения по семье и родному краю.
Уже четверть века художник совмещает творчество с педагогической деятельностью, сейчас он является старшим преподавателем КазНПУ имени Абая. Курмангазы Акашев – участник многих международных и республиканских выставок, симпозиумов, конкурсов, имеет ряд грамот и сертификатов.
Работы, представленные в экспозиции, написаны в разные годы, но большая часть сделана в последние несколько лет. В основном автор пишет пейзажи с натуры, стараясь максимально передать в своих полотнах состояние природы (например перед грозой или после дождя), время суток и так далее.
Одно из произведений под названием «Тағдырмен тайталас» («Борьба с судьбой») посвящено теме джута.
– В начале 30-х годов многие казахские семьи бежали в Китай и другие страны, спасаясь от голода, наступившего вследствие коллективизации, – поясняет автор. – Рискуя жизнью, герои картины переплывают среди ночи бурную горную реку. Подобная тема раскрыта и в картине «Аласапыран», ее название переводится двояко: как «распутица» и как «смута, неразбериха». Здесь тоже показано трудное путешествие казахских беженцев за границу, которые попали в буран.

17 02
Но все-таки на многих картинах Курмангазы Акашева показан мирный сельский уклад жизни: юрты чабанов, женщина, пекущая баурсаки, соседки, делящиеся своими секретами, юная красавица с коромыслом, разряженные девушки на качелях, празднование Наурыза и тому подобное. Есть в экспозиции пейзажи, сделанные в разных местах во время пленэров. Так, один из этюдов Курмангазы Акашев написал в армянском городе Алаверди в октябре 2012 года во время поездки на международный фестиваль художников. Некоторые работы созданы в августе 2014 года в селе Шежин Панфиловского района Алматинской области, где проходил республиканский симпозиум, посвященный 110-летию со дня рождения Абылхана Кастеева.
Представлены на выставке самые свежие работы, которые датируются 2016 годом, это крупноформатное произведение «Кѳш» («Перекочевка») размером два метра на полтора и «Таң» («Утро») размером 120 см на 70, где изображена женщина у дымящегося на печи казана, а также несколько небольших этюдов.
Продлится выставка до 25 марта по адресу: ул. Тимирязева, 42, КЦДС «Атакент», дом приемов «Бакшасарай».
Индира САТБАЕВА
Фото Сергея ХОДАНОВА

17 04

Мнение
Татьяна Мартышева, искусствовед:
– Многих художников не перестает волновать история своей земли. Курмангазы Акашев также очень часто обращается к этой теме. Впечатления художника от окружающей природы, быта народа выражены в эмоциональных образах полотен «В горах. Перекочевка», «Делится секретами», «Распутица», «Наурыз», «Цветущие яблони» и других. Написанные пастозными, пластическими мазками, темпераментно, экспрессивно, они наполнены глубоким философским смыслом – об уходящих годах, старинных обычаях, о смене поколений на родной земле, что так щедра к людям, покуда мир и труд в основе их бытия. Широкое свободное письмо, ясная четкая композиция, отсутствие второстепенных деталей придают картинам оптимистическое звучание. Еще раз своими работами Курмангазы Акашев создает гимн дедовской степи, человеку-творцу, преобразующему ее.
Начав с реализма, художник одинаково мастерски владеет приемами академической живописи, отдавая предпочтение натурной, пленэрной живописи. Художник часто путешествует по Казахстану, и итогом становятся многочисленные этюды, одинаково талантливо выполненные в технике живописи и акварели. Изображая неповторимый облик окрестностей Алматы вчерашней с ее маленькими улочками и домами, Каскелена, Талгара, Капшагая, Шежина (родины Абылхана Кастеева), дорогие его сердцу аулы и селения, цветущие джайляу, воссоздавая в композициях национальные игры и состязания, художник добивается необычайной экспрессии мазка, цветового решения, убедительной выразительности образов. Так, энергия жизни природы находит отражение в активном характере живописи его полотен, динамике широкого мазка, насыщенности цвета. Отсюда впечатление движущейся, дышащей земли. Рельефность и пастозность живописи делает его работы материальными и жизненными. Картины Курмангазы Акашева лишены остросюжетной канвы, но они очень искренни. Образы людей, представленные в его творчестве, не воспринимаются «сквозь мглу веков», не кажутся архаичными, а наоборот, – в них есть сила характеров, близких современным людям, самому художнику, и эти характеры обрисованы правдиво и убедительно.