Разорённая мечта

На сцене театра имени М. Ю. Лермонтова поставили спектакль о несбывшейся мечте, верности и сочувствии

7 001

Заветная мечта есть у каждого, но так уж устроен человек, что, когда до ее воплощения остается совсем немного, он может свести на нет все усилия по ее достижению. Заслуженный артист Дмитрий Скирта создал и поставил сценическую адаптацию произведения Джона Стейнбека «О мышах и людях». Мыши – это метафора. Более 80 лет назад Стейнбека вдохновило на создание этого произведения стихотворение Роберта Бернса «К полевой мыши, разоренной моим плугом», в котором герой сравнивает себя с неприкаянным мышонком, оставшимся без жилища. Вот и в произведении Стейнбека об этом.
По сюжету двое друзей, наемные рабочие, перебивающиеся мелким заработком на многочисленных фермах американского юга, мечтают о своем ранчо. Это довольно странная парочка: один – рассудительный оборотистый парень по имени Джордж, его играет Дмитрий Багрянцев, другой – здоровяк Ленни, наделенный мощью быка и сознанием малыша, этот образ воплотил Максим Лукоянов.
Стейнбек написал свое произведение во времена Великой депрессии, вызвавшей обнищание и, как следствие, растерянность и подавленность у большинства людей. Борьба за выживание зачастую приводила к разрушению дружеских и семейных связей, появлению типа странствующего в поисках заработка одиночки. Однако Джордж и Ленни держатся друг за друга, несмотря на то что для умницы Джорджа недалекий Ленни часто оказывается тяжелой обузой. Через действие и диалоги герои разговаривают со зрителями о понятных каждому вещах – о преданности, сострадании, добре и зле. Возможно, алматинский режиссер решил сегодня поставить это произведение потому, что и современный мир пережил экономический кризис, отразившийся на многих не только в материальном, но и в духовном плане.
Вместе с лауреатом Нобелевской премии Стейнбеком через героев спектакля Скирта напоминает зрителю о парадоксальности, сложности человеческой натуры. Неоднозначны все обитатели ранчо. Носящие незамысловатые прозвища – Огрызок, Рослый, Горбатый, Красуля, они, подобно персонажам пьесы Максима Горького «На дне», на поверку оказываются людьми со своими размышлениями, душевными переживаниями и мечтами. Они честны и благородны, но не нашли своего места в жизни.
Стараниями актеров каждый персонаж постепенно раскрывает перед зрителем свой внутренний мир. В каждую реплику вложен смысл, актеры играют с энтузиазмом и полной отдачей. В числе исполнителей уже упомянутые Багрянцев, Лукоянов, а также Андрей Тарасов, Антон Митнев, Илья Шилкин, Наталия Гурьянова, Ирина Кельбер, Артур Ермиязов и ветераны сцены – заслуженные артисты Виктор Гришко и Александр Зубов. Отрадно, что режиссеру удалось найти материал, который позволяет задействовать актеров разных амплуа и возрастов, что делает постановку насыщенной.
Отдельно хочется сказать об игре Максима Лукоянова – у него получилось создать трогательный и трагичный образ ключевой фигуры спектакля – Ленни. Его детская непосредственность, доброта, соседствующие с неимоверной и разрушительной силой, вызывают сочувствие, добрый смех, а в финале заставляют сокрушаться о человеческом несовершенстве.
Эффект присутствия помогают создать мелодии кантри, исполненные на банджо (музыкальное оформление Дмитрия Скирты и Александра Костромыкина) и сценография (художник-постановщик – заслуженный деятель РК Владимир Кужель). Вопрос с декорациями решен просто, но эффективно. Атмосферу ранчо создают соломенные тюки, они же служат и мебелью, и другими предметами, способными активизировать действие, придать постановке динамику, а освещение – палящее солнце или ночное небо – дополняет картину американского юга.
Эстетика спектакля (художник по костюмам – Любовь Возженикова) чем-то неуловимо перекликается со спектаклем «Эрендира» по одноименному произведению еще одного нобелевского лауреата Габриэля Гарсиа Маркеса. И в том и в другом спектакле зрители вовлекаются в сюжет, имеющий явное тяготение к притче. Напомним, несколько месяцев назад БДТ привозил «Эрендиру» в Алматы и она шла на этой же сцене.
Спектакль, поставленный Дмитрием Скиртой, собрал аншлаг. Отрадно, что репертуар русского драматического театра пополнился проникновенной историей, достойной постановки на самых серьезных сценах.

7 002
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА