Родственная душа

Вечер немецкой музыки

В Казахской государственной филармонии имени Жамбыла прошел вечер немецкой музыки с участием известного скрипача –народного артиста России, профессора Московской консерватории Максима Федотова.

6 001

Алматинским музыкантам и постоянным посетителям филармонии Максим Федотов знаком давно. Его сотрудничество с Государственным академическим симфоническим оркестром началось в далеком 1986 году и продолжается по сей день. Последние выступления Максима Федотова и ГАСО РК состоялись в декабре 2015 года, когда они сыграли Концерт для скрипки с оркестром Бетховена, и в марте 2017-го, когда в их исполнении прозвучал Скрипичный концерт Яна Сибелиуса. В этот раз Максим Федотов и ГАСО РК под управлением главного дирижера Каната Омарова сыграли Концерт для скрипки с оркестром Иоганнеса Брамса. В первом отделении вечера, посвященном этому произведению, Максим Федотов порадовал также слушателей 24-м каприсом Паганини и анданте из Второй сонаты ля-минор Баха, сыграв их на бис. Максим Федотов не случайно выбрал именно эту часть произведения великого немецкого композитора, он считает, что она одна из драгоценнейших жемчужин Баха, которую редко исполняют.
Кстати, Максим Федотов известен не только как скрипач, но и как дирижер, он возглавлял Русский симфонический оркестр и Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония».
– Я сам дирижирую и работаю с разными солистами и по себе знаю, что это такое, – говорит Максим Викторович. – Среди скрипачей бытует поговорка, высказанная Леопольдом Ауэром, что скрипичный репертуар держится на трех китах – это Концерт Брамса, Концерт Чайковского, а третий концерт – тут уже есть варианты, кто-то говорит: Сибелиуса, кто-то – Бетховена и так далее, композиторы все хороши. Но так или иначе Брамс в этой тройке всегда присутствует. Так что это действительно уникальное произведение не просто по красоте и величию музыки, а по структуре и использованию возможностей нашего инструмента. Ведь Концерт Брамса уникален тем, что первую, основную часть произведения солирующая скрипка в основном аккомпанирует оркестру, аналогов такому нет нигде.
Давняя дружба с Государственным академическим симфоническим оркестром РК и любовь Максима Федотова к нашему городу обьясняется еще и тем, что его супруга пианистка Галина Петрова – уроженка Алматы, с которой он познакомился во время учебы в Московской консерватории. После окончания учебы Галина несколько лет преподавала в Алматинской консерватории, поэтому Максим часто приезжал сюда.
– Родители Гали оставили значительный след в музыкальной жизни страны, – рассказывает Максим Викторович. – Надо сказать, что Евгений Иванович Исаков – народный артист Казахстана, один из ведущих басов алматинской оперы в течение тридцати лет.Аида Петровна Исакова – замечательный педагог, профессор, композитор, пианистка, и сама сольно играла, и с другими выдающимися солистами, в том числе с Алибеком Днишевым, они дружили и много выступали по всему миру. Недавно в Алматы прошел Пятый международный юношеский конкурс имени Аиды Исаковой, который мы с Галей поддерживаем. Она настоящая алматинка – и по происхождению, и душой, и для меня это практически родной город. Когда министром культуры был Дюсен Курабаевич Касеинов, наш большой друг, он однажды произнес с высокой трибуны: «Галя Петрова – дочь казахского народа, а Макс Федотов – зять казахского народа!».
Сегодня народный артист России Максим Федотов и заслуженная артистка РФ Галина Петрова выступают в творческом тандеме во всех камерных концертах. Дуэт «Федотов – Петрова» критики называют одним из самых гармоничных ансамблей современности.
– Мы с Галей бывали много раз в Алматы, выступали вместе, но давно уже у нас здесь не было совместных концертов, – говорит Максим Федотов. – Ждем такой ситуации, когда можно будет выступить вместе.
Сам Максим Викторович тоже происходит из музыкальной семьи, его отец – известный дирижер, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова,народный артист России Виктор Андреевич Федотов, многие годы проработавший в Мариинском театре. Максим Федотов рассказывает, что в молодости ему довелось несколько раз выступить вместе с отцом, но не так часто, как хотелось бы – у обоих была весьма насыщенная творческая деятельность...
Во втором отделении вечера немецкой музыки Государственный академический симфонический оркестр РК представил премьеру оркестровой транскрипции Фортепианного квартета № 1 Брамса– Шёнберга.
– Оркестровую версию Квартета Брамса для фортепиано и струнных Шёнберг сделал в 30-х годах прошлого века, – рассказал «Вечерке» главный дирижер ГАСО РК Канат Омаров. – Я давно хотел, чтобы наш оркестр сыграл это произведение. Оркестровую транскрипцию не так часто играют, это невероятно сложная вещь, и мы рады, что теперь она есть у нас в репертуаре. А сам Фортепианный квартет очень популярен.
Следующий концерт годового абонемента ГАСО РК под управлением главного дирижера Каната Омарова состоится в середине марта, это будет вечер французской музыки, в котором прозвучат произведения Равеля и Сен-Санса. На сцене выступит солист – скрипач из США Владимир Дё, наш соотечественник, который уехал учиться в Штаты и стал там востребованным музыкантом. Вместе с ним в концерте примет участие хоровая капелла имени Бахытжана Байкадамова.
Индира САТБАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА