Роман с камнем

«Мы живем в прекрасное время!»

11 01

«Мы живем в прекрасное время!» – этими словами поразил меня удивительный человек, скульптор от Бога, потрясающей душевной силы и твердости человек Марат Өмерсерик-ұлы Айнеков.

Трудно и больно говорить о друге в прошедшем времени. Знаемый с юности этот высокий, спортивный казах еще в стенах Алматинского художественного училища внушил чувство доверия. Да, старший, уже достаточно опытный, он мне, 16-летней, показался богатырем из эпоса. А его медленная, неспешная речь, походка, уверенность вселили убеждение, что это уникум. Баскетбол – спорт для высоких во всех смыслах. Недаром, как узнала много позже, друзьями Марата – и в спорте, и в творчестве, и в жизни – стали Олжас Сулейменов и Сатимжан Санбаев. Они из племени, о котором поэт воскликнул:
«Так мы будем стоять!
Мы, высокие, будем стоять!»
Эта душевная щедрость, любовь к вечной Родине – Мәңгі ел!, преданность и верность своему народу воплотились в их творчестве и стали достоянием всенародным.
Марат Айнеков внешне всегда производил впечатление человека, двигающегося в темпе замедленной съемки. Зато достаточно было увидеть его за работой – в мастерской, на пленэре, в процессе создания эскизов к проекту, чтобы убедиться, как ошибочен первый взгляд. Бурная энергия мыслей, духовный накал, нежность и страсть под резцом скульптора преображаются в живую плоть, пульсирующую в теле камня. И он дышит, электризуя пространство поразительной силой спокойствия, веры и красоты. Как и в металле, отлитом в формах, где бьется живая мысль и мощное чувство времени – и модели, и автора произведения.
Последнее особо значимо и остро проявилось в образе Абая, которому Марат поклонялся всю жизнь. Эта личность как эталон духовный и безмерно сильный волновала воображение художника всегда. Потому столь много образов Абая создавал он по жизни, постигая его сложность и простоту. Впервые эти монументы он установил в далекой Турции, где привелось работать в 90-е. Резонанс был большой, на межгосударственном уровне. Но не дома, в Алматы.
А здесь сохранились работы из раннего творчества. Это композиция «Материнство» в центре города, одна из первых в жанре пленэра. Молодая цветущая женщина с малышом, возлежащая на каменном постаменте, как богиня, среди сверкающих струй фонтана. Точно оазис в среде камня и бетона окружающей архитектуры. Любимое место отдыха алматинцев.
В этом жанре – пленэра, т.е. скульптуры малых форм на открытом воздухе, Марат Айнеков работал постоянно. В Казахстане он, имея большой опыт подобной работы за рубежом, занимался организацией и проведением этих симпозиумов порядка двадцати лет.
В первых опытах такого плана в странах соцлагеря он освоил правило номер один: радость – в преодолении. Камень в руках мастера-художника преображается в живое существо, как у Пигмалиона. И создал из мрамора – черного, благородного – потрясающей красоты образы казахского эпоса и истории: царицы Томирис, батыров и женщин-матерей. Там, естественно, завязались добрые, дружеские отношения с художниками-коллегами по симпозиуму. И после изнурительной работы с камнем было празднеством вместе «сооружать» блюда родной кухни. Конечно, Марат был автором бешбармака, плова из молодой баранины. Конечно, он сразу становился заводилой и общим любимцем, остроумным, добродушным. Каким был всегда в кругу друзей. В Германии, Венгрии, Польше, Болгарии, США и многих других странах помнят и любят его друзья, их семьи и дети. Это жизнелюбие, талант доброты в сочетании с широкой натурой притягивали к нему. А потому приглашения на участие в наших пленэрах принимали с радостью. Те симпозиумы, где художниками из камня создавались скульптуры в дар городу для его парков, скверов, для его горожан. Чтобы стать живым безымянным памятником времени и авторам.
В Алматы (1986 г.), Жамбыле, Шымкенте и Актау, во многих областных центрах Казахстана возникли эти острова живой природы с каменными изваяниями – дело рук и сердца благородных друзей-ваятелей. Их творения и проведение в жизнь Марат Айнеков определил как «благородное дело создания мостов дружбы меж нациями, государствами, меж людьми». И это как никогда актуально сегодня, сейчас!
Скульптура Марата Айнекова с портретными образами выдающихся личностей казахского народа и мирового масштаба – это целый пантеон. Нурмухан Жантурин и Қорқыт ата, Құрманғазы и Шәкәрім, деятели истории и культуры запечатлены в камне, бронзе, дереве, полимерах.

11 02

А в монументальном творчестве вершинными созданиями Марата Айнекова стали памятники двум несравненным личностям казахской и мировой культуры: Абаю Кунанбаеву в Москве (2004 г.) и Магжану Жумабаеву в Петропавловске и Кызыл-Жаре (1991 г.).
Такого Абая история ваяния и пластики Казахстана еще не знала. Украшающий центр Алматы монумент нашего патриарха Хакимжана Наурызбаева стал символом города. Образ любимого поэта и мыслителя запечатлен Маратом Айнековым в ином плане. Здесь бронзовый облик героя дан сидящим в кресле. В молчаливом гордом одиночестве сосредоточенного раздумья. Момент, миг – и вспыхнет пламя! Как рождение образа – поэмы сердца.
Установленный в центре Москвы, на Чистопрудном бульваре, в тени дерев рядом с посольством Казахстана в России, он олицетворяет собой идею высокого служения Отчизне и миру. Здесь всегда звон детских голосов и щебет молодых мамаш.
А на родине, в Петропавловске, на одном из центральных проспектов возвышается белый монумент Магжану Жумабаеву, великому и вечно молодому Поэту и Гражданину. Казах по крови, он своим творчеством и пламенным даром созидателя утверждал истины, дорогие каждому землянину: честь, совесть, достоинство, любовь к матери-земле, к женщине. Еще в юности им восхищались В. Брюсов, Назым Хикмет, выдающиеся деятели культуры и просвещения. Уничтоженный в годы репрессий, он был «изъят» из памяти целых поколений. Но пришло время возрождения. Обрел свободу Казахстан. Возвращены из небытия легендарные имена.
Марат Айнеков первым обратился к этому образу, подарив нам памятники Магжану и на родине поэта в Кызыл-Жаре, и в центре северного Казахстана. А Интернет представил его всему человечеству. Вдохновенный образ Магжана Жумабаева, созданный ваятелем, поистине памятник нерукотворный самому автору.
Родные и близкие, коллеги и юные ваятели из числа выпускников Национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова
(г. Алматы), Государственного университета искусств (г. Астана), Алматинского художественного училища, где многие годы дарил свое мастерство и видение мира ученикам мастер, друзья из ближнего и дальнего зарубежья с восхищением и грустью встречают в июне этого года 75-летие Марата Омирсериковича Айнекова.
Он успел сказать миру так много своим искусством! А мне признался: «Надеюсь на сына Саида, он – мое продолжение!»; «У меня две дочки-красавицы. Обе очень одаренные. А особенно внучка Айя и еще внук, классный парень. И внучка». Только о любимой, единственной жене Зияде целомудренно молчал, обожая.
Дело жизни Марата Айнекова в надежных руках, сердцах и умах. Саид Айнеков – молодой состоявшийся скульптор, Жамиля Айнекова – живописец и график. Окончила музыкальную и художественную школы Айя. Мадина Айнекова – логопед высшей категории. Выросли ее сын и дочь.
В этом году вышла в свет книга сестер Марата Турымтай и Карлыгаш с повествованием о родном доме в Балхаше Джезказганской области. Здесь пришел в мир будущий скульптор, любимый ученик Исаака Иткинда, выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР, славный сын Казахстана Марат Айнеков. Это ему принадлежат слова: «Я горд, что родился на этой земле, в это время! У нас замечательная страна – поистине Мәнгілік ел! Верю в завтрашний день! Потому что молодежь у нас замечательная! Ее знает весь мир!»
Сауле БЕККУЛОВА, кандидат искусствоведения, доцент, член cоюзов художников СССР и Казахстана