Сахи Романов: «Искусство делается сердцем»

90-летие народного художника Казахстана Сахи Романова совпало в этом году с 25-летием независимости республики.

29 001

Принципы его творчества определимы одним емким термином – жизнеутверждение. Видя произведения Сахи Романова, приходишь к убеждению, что все лучшее, откристаллизованное веками человеческой культуры, восходит к утверждению прекрасного через свет радости и доброты, через солнечную палитру веры.
Волосы, спускающиеся до плеч, крутой высокий лоб, раскатисто рокочущий баритон при царской посадке головы и орлином профиле –такова артистическая внешность нашего героя, натуры эмоциональной, щедро одаренной. Это проявляется во всем. Прежде всего, конечно, в творчестве.
Приближаясь к картинам Сахи Романова, вовлекаешься в удивительное действо, подобное театрализованному представлению, – в настоящее пиршество красок. То это контрастные перепады охры и оранжевого, зелени и ультрамарина в глобальных масштабах гор и степей, держащих, словно в бережных ладонях матери Земли, спящего безмятежно малыша, вольно разметавшегося в своей колыбели под высоким небом («Под небом Родины»), то сияющее молодостью прекрасное лицо смуглой казашки на фоне горного ландшафта («Турсун»), то безмерная ширь степи, охваченной пожаром медленно разрастающегося закатного зарева...
Искусство Сахи Романова взошло яркой звездой на горизонте казахской культуры в 50-е годы ХХ века. Плеяда молодых выпускников московских и ленинградских художественных вузов Страны Советов, ставшей ныне достоянием истории, вернулась домой, в республику.
И тотчас заявила о себе в полный голос. С их именами связывается представление о целом пласте самобытной национальной культуры Казахстана, когда бурно начинают цвести отечественное изобразительное, кинематографическое, театральное, музыкальное, поэтическое, литературное творчество. Среди них Сахи обрел свое неповторимое лицо с первых шагов творческой деятельности.
Окончив Всесоюзный институт кинематографии в Москве с дипломом художника-постановщика кино, Сахи Романов начинает ра-боту на киностудии «Казахфильм». Параллельно он работает над графической серией работ, посвященных казахскому эпосу. Позже они объединятся в книжке «Алдар Косе», где образы Жиренше, баев, бедняков, сказочных персонажей станут синонимами, пластическим выражением шедевров национального фольклора. Лукавые, забавные, обаятельные, они сразу обретут собственную, самую благодарную аудиторию – детей. Следом – работа в театральных постановках, в книжной графике и, наконец, в живописи – станковой и монументальной.
На «Казахфильме» Сахи Романов создал вместе с режиссерами свои уникальные эскизы к фильмам «Алдар Косе», «Крылья песни», «Следы уходят за горизонт», «Дорога в тысячу верст», «Кулагер», «У подножья Наизатас» и другим. В период создания последнего, в 1969 году, художник написал портрет друга и единомышленника Шакена Айманова. И сделал это за один сеанс, хотя поиск образа был долгим. «Съемки фильма «У подножья Найзатас» велись в знаменитом Баянауле, на родине Шакена. На фоне величественного озера Торайгыр крупным планом – его лицо: изрезанное морщинами, испещренное следами раздумий, жизненных радостей и невзгод, – оно само – как часть природы. Прекрасная казахская земля – и его талантливый сын! Сын, которым может гордиться народ. Мне хотелось, чтобы он таким предстал перед теми, кто его знал». Наверное, эти слова Сахи Романова прежде всего о нем самом. Как и его убежденность в том, что «искусство должно делаться сердцем!».
Трудно отдать предпочтение какому-либо одному из тех видов творчества, к которым обращался неуемный темперамент художника, столь полнокровно и целостно выражает он свое «Я» в каждом из них. Нельзя назвать бездумной беспечностью настрой этих брызжущих энергией и радостью жизни работ, но жизнелюбие, бьющее через край, открытое приятие мира, любой мелочи жизни пленяет зрителя с первого взгляда и навсегда. И остается в памяти сердца надолго, согревая и оберегая. Подлинное искусство можно отличить именно по этому свойству. Оно — характеристика мастера и человека.
Имя художника ассоциируется с псевдонимом, избранным словно для придания некой экзотичности. Однако все много проще. Биография художника, как и многих других его сверстников, детей репрессированных родителей – «врагов народа», казахской обеспеченной и высокообразованной интеллигенции и духовенства, связана с годами сиротства и детским домом. Там он и получил имя, внесенное затем в метрику и в последующую судьбу. Но, как принято у казахов издревле, когда сын сам обретает известность и имя деяниями собственных рук и ума, его сегодня называют однозначно – САХИ.
Родился художник на севере Казахстана, среди гор, ручьев и боров Каркаралы, под Карагандой. И об этой земле помнит его душа, хотя вся жизнь протекала в Алматы. Как истый кочевник он объездил каждую пядь земли казахской, наблюдая жизнь родного народа, и именно этим впечатлениям мы обязаны за ту безмерно многообразную палитру красок, которую приносит нам в дар художник в своих полот-нах. В дар — не только в фигуральном смысле.
Задумываясь над судьбами народа своего, он понял необходимость приобщения его к искусству с малолетства, нежного детского возраста, когда душа не зачерствела от житейских забот и неурядиц. Когда она еще так чутко реагирует на всю красоту земную и небесную. Потому, когда земляки обратились к нему с просьбой об организации музея его картин в родном районе, он откликнулся всем сердцем и подарил им множество своих произведений.
Сегодня в каждом музее Казахстана и далеко за его пределами представлены солнечные полотна Сахи Романова, его графика и книж-ные иллюстрации. Знают его творчество и поклонники кинематографа. Сверкающая палитра мира, которая заключена в красках родной земли, вдохновляла его всегда. Объездив многие страны, возвращаясь в ро-дной дом полным впечатлений, он вновь обращает свои взоры к Степи.
Наверное, поэтому в год 90-летия народного художника Казахстана, лауреата Госпремии республики, искусство ветерана изобразительного искусства Сахи Романова так молодо, как годы и годы назад. А творчество его, объемля все проблемы современности, дает веру в жизнь самыми простыми и дорогими истинами – Земля, Мать, Хлеб, Родина, Свобода. Сладость родного языка, музыка бескрайней вечной земли – Мәңгілік Ел, синь небес и гор – все воплотилось в картинах мечтателя и творца Сахи Романова и остается нам в наследство навеки.
Сауле БЕККУЛОВА,
кандидат искусствоведения, доцент
член Союза художников СССР и Казахстана