Шедевры в гости к нам

В честь 20-летия столицы в рамках программы «Рухани жаңғыру» «Астана Опера» начинает гастроли в Алматы

12 001

Спектакли состоятся на сцене ГАТОБ имени Абая. Столичный театр представит три постановки. Это один из символов национального искусства страны – опера «Абай» и мировые хореографические бестселлеры – балеты «Манон» и «Собор Парижской богоматери».
Дирижером-постановщиком оперы «Абай» выступил заслуженный деятель РК Алан Бурибаев, ведущий большую исследовательскую работу по изучению казахского оперного искусства.
По словам Алана Бурибаева, опера «Абай» связана с четырьмя гениями казахской культуры: фигурой самого Абая, либреттиста Мухтара Ауэзова и двумя великими композиторами – Ахметом Жубановым и Латифом Хамиди.
– Это великая музыка, наши предки написали настоящий шедевр, – отметил главный дирижер «Астана Опера» Алан Бурибаев.
Поставил спектакль именитый оперный режиссер Джанкарло дель Монако, специально для этой работы долго изучавший казахскую историю. Консультантом режиссера был известный в республике знаток творчества Абая режиссер Есмухан Обаев. По признанию Джанкарло дель Монако, он не ставил перед собой цели воссоздать физический образ Абая, как его изображают на картинах. Основная цель – передать высокую духовную составляющую этой многогранной личности.
– Абай очень важен для казахского народа. Он выполнял созидательную общественно-политическую и культурную миссию. Он всегда смотрел в будущее, думал о народе и был с народом. Абай ничего не жалел для простых людей, делился с ними своими знаниями. Мы показали Абая как сильную личность. Он представляет одну страну, а значит, он – политик, точнее занимается культурной политикой. Абай – это просветленный дух, – поделился своим режиссерским видением Джанкарло дель Монако.
Балеты «Манон» в постановке Кеннета Макмиллана и «Собор Парижской Богоматери» хорео­графа Ролана Пети идут на ведущих мировых подмостках. В столице спектакли созданы по инициативе художественного руководителя балетной труппы народной артистки России Алтынай Асылмуратовой, поставившей амбициозную задачу собрать на столичной сцене выдающиеся образцы современной хореографии.
Алтынай Асылмуратова, танцевавшая Манон на сцене Ковент-Гарден, подчеркивает, что Кеннет Макмиллан создал невероятную по красоте и глубине хореографическую драму, которая стала одним из самых востребованных спектаклей не только знаменитого лондонского театра, но и всей мировой репертуарной классики.
– В балетном искусстве Великобритании, и в частности у Кеннета Макмиллана, широко развит жанр хореографической драмы. Вероятно, немалое влияние оказали богатейшие традиции драматического театра, которые зародились здесь еще во времена Шекспира. В британском балете совершенно иная техника актерского мастерства. Это яркий, но при этом более сдержанный, несколько камерный стиль игры. Точность исполнения просчитана до малейшей детали, беглого взгляда, мельчайшего жеста, – поделилась Алтынай Асылмуратова.
Балет «Собор Парижской Богоматери» на музыку Мориса Жарра отличается страстной эмоциональностью танцев, контрастирующей с выполненными в стиле минимализма костюмами прославленного кутюрье Ива Сен-Лорана. Хореография 1965 года по сей день считается провокационной и новаторской.
Асылмуратова, также танцевавшая в течение пяти лет все сложные главные партии в труппе легендарного французского балетмейстера, отмечает, что, несмотря на минимальное количество декораций, зритель погружается в атмосферу того времени, а хореография способствует созданию драматически объемных образов главных героев.
– Здесь очень важен кордебалет. На первый взгляд, эта массовка кажется механической, но она создает экспрессию – в разные моменты действия дает ощущение безудержной радости или трагизма, – говорит она.
Балеты «Манон» и «Собор Парижской Богоматери», считавшиеся в ХХ веке творческим экспериментом, сегодня прочно заняли место среди шедевров мирового классического балета.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлено пресс-службой театра «Астана Опера»

Опера «Абай» – 10, 11 февраля в 18.00
Балет «Манон» – 14 февраля в 19.00
Балет «Собор Парижской Богоматери» – 17, 18 февраля в 18.00