Сказка на все времена

Прошедший год для Театра оперы и балета имени Абая был очень плодотворным: с большим успехом прошла премьера оперы «Кармен», в честь юбилея Казахского ханства поставлен новый балет «Легенды Великой степи», в новой редакции увидела свет опера Еркегали Рахмадиева «Абылай хан». И, наконец, к новогодним праздникам обновлена постановка балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».


Балет «Щелкунчик» Чайковский писал на либретто Мариуса Петипа, созданное по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Премьера балета в хореографии балетмейстера Льва Иванова состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.
«Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведений П. И. Чайковского, он стоит обособленно от традиции балетного жанра, в нем новаторски применены музыкальные образы. В разных редакциях есть разно­чтения в имени главной героини: Клара и Мари. В оригинальном произведении Гофмана имя девочки – Мари, а Клара – это ее любимая кукла. В постановке 1892 года главную героиню звали Кларой.
В России с началом Первой мировой войны и ростом патриотических настроений сюжет балета русифицировался, и главная героиня стала зваться Машей. При этом Фрица так и не переименовали, поскольку он – отрицательный персонаж. Примечательно, что эта традиция действует до сих пор.
В 1934 году в Мариинском театре, который к тому времени стал называться Государственным академическим театром оперы и балета, была осуществлена новая постановка «Щелкунчика» балетмейстера, заслуженного артиста РСФСР Василия Вайнонена, а в 1939 году – в московском Большом театре. В 1966-м в Большом увидела свет новая постановка этого балета в хореографии Юрия Григоровича.
На сцене ГАТОБ имени Абая балет «Щелкунчик» на протяжении многих лет идет в хореографии Василия Вайнонена.
– У нас спектакль был поставлен в 80-х годах, и практически все это время на новогодние праздники мы давали балет «Щелкунчик», он всегда любим зрителем, – рассказывает главный балетмейстер ГАТОБ имени Абая народная артистка Казахстана Гульжан Туткибаева. – Но, конечно, время берет свое, и спектакль устаревает. Во-первых, по сценографии. Изначально сценография этого спектакля была неубедительна. Со временем спектаклю необходима определенная корректировка: музыкальная, хореографическая, композиционная, я уже не говорю о сценографии. Нашей общей задачей было сделать так, чтобы сценография стала более современной. С такими новшествами, как видео, определенными приемами, дающими ощущение 3D, мы постарались, чтобы спектакль стал более мобильным. В старой постановке существовали небольшие паузы между сменой декораций, которые негативно влияли на общее впечатление. Мы постарались их убрать, чтобы зритель не отвлекался и не скучал. Сделали небольшую хореографическую корректировку, чтобы динамизировать определенные сцены. Мы старались это все сделать вкупе с музыкой, декорациями, движением, чтобы все играло на общее впечатление.
Сохранив хореографию Вайнонена, постановщики лишь слегка изменили мизансцены между основными танцами – адажио, вариациями, вальсами, па-де-де и так далее. Это связано с тем, что поменялись декорации. Благодаря новым технологиям спектакль стал еще более красивым и зрелищным, и зритель смотрит его, как кино. Например, когда нужно показать снегопад, на тончайший прозрачный занавес на переднем плане сцены проецируется изображение в виде падающего крупными хлопьями снега. На заднике сцены расположен большой дисплей, на котором зритель видит, к примеру, стремительно увеличивающееся в размере окно с колыхающейся на ветру тюлевой занавеской и прекрасный зимний пейзаж за ним или роскошный дворцовый интерьер с позолоченными сводами. Кроме того, всех действующих лиц облачили в новые удобные костюмы.
Обновлять сценографию «Щелкунчика» пригласили народного художника России, лауреата Госпремии Казахстана Вячеслава Окунева, который на сцене Театра имени Абая поставил немалое количество оперных и балетных спектаклей, пользующихся у зрителей большим успехом.
По словам Вячеслава Окунева, «Щелкунчик» – один из любимых его балетов, он ставил его не раз.
– Дело в том, что здесь есть то, что художнику всегда интересно, – это мир сказки и волшебства, у Гофмана существует свое­образное Зазеркалье, – говорит Вячеслав Александрович. – Это рождественский балет, праздничный, зрители его очень ждут. Нам хотелось сделать такой спектакль, который смотрелся бы, как кино, где абсолютно не видно швов в перемене декораций, где одно вытекает в другое. Это совершенно оригинальная версия, сделанная для алматинского театра с большим удовольствием.
В старой версии спектакля героиней была Машенька. По словам Гульжан Туткибаевой, этот балет все-таки изначально был поставлен по мотивам сказки Гофмана, где присутствует Клара.
– И у нас главная героиня – Клара, то есть мы постарались прийти к первоначальной версии, – поясняет балетмейстер.
Главные партии в новом спектакле танцуют четыре состава. В первый премьерный день в образе Клары предстала Алия Сапугова, окончившая в 1996 году академию русского балета имени А. Я. Вагановой в Петербурге. По словам Алии, артисты балета с детства приобщаются к «Щелкунчику», поэтому он у нее в крови.
– В течение восьми лет обучения этот балет сопровождает учеников хореографической школы, мы танцевали в нем маленьких детей у елки, куколок, солдатиков и впоследствии дорастаем до больших партий – Маши, принца, Мышиного короля и так далее, там много персонажей и сольных танцев. Даже сейчас, когда я танцую этот спектакль, у меня всплывают мои детские воспоминания, потому что мы перетанцевали там практически все, что можно. Это замечательный балет, я думаю, что он будет еще долго жить на сцене и радовать зрителей, – отметила Алия Сапугова.
На январь запланировано восемь показов балета «Щелкунчик», причем почти все билеты уже раскуплены. Обычно этот спектакль воспринимается зрителем как новогоднее представление, но, по словам директора ГАТОБ имени Абая, если публика пожелает встречи с героями «Щелкунчика» на протяжении всего театрального сезона, то балет будет в репертуаре постоянно.
– Мы можем дать спектакль даже в июне, если к лету кто-нибудь соскучится по снегу и чарующей музыке Чайковского, – заверил Аскар Бурибаев.

Индира САТБАЕВА
Фото Юрия ВЫБЛОВА