Скрипичное бельканто

В Казгосфилармонии имени Жамбыла прошел вечер французской музыки с участием скрипача мирового уровня из США, уроженца Алматы Владимира Дё

7 001

Любовь к музыке Владимиру Дё передалась от родителей. Его отец Дё Гюн-Хва был ведущим солистом Государственного республиканского корейского театра музыкальной комедии, пел в эстрадном ансамбле «Ариран», а мать Мира Павловна работала административным директором корейского детского ансамбля скрипачей, где во время учебы в музыкальной спецшколе имени Куляш Байсеитовой играл Владимир. Его первым педагогом была заведующая кафедрой струнного отделения Байсеитовской школы, профессор Светлана Абдусадыкова. С 6-го по 11-й класс Володя учился у Раисы Мусаходжаевой, профессора, заслуженного деятеля РК, благодаря которой по-настоящему полюбил скрипку. Затем он поступил в Алматинскую консерваторию, но через год перевелся в только что открывшуюся столичную академию музыки, ректором которой стала его преподаватель народная артистка Казахстана, лауреат Госпремии, артист мира ЮНЕСКО Айман Мусаходжаева. По окончании КазНАМ Владимир Дё отправился в США продолжать учебу в магистратуре Южного методистского университета (Southern Methodist University) в Далласе под руководством известного скрипача профессора Эдуарда Шмиддера, затем поступил в докторантуру Университета Темпл (Temple University) в Филадельфии и защитил диссертацию на тему «История и теория искусства бельканто».
– Мне было очень интересно, как перенять у вокалистов технику бельканто в скрипичную игру. В XVIII–XIX и в начале XX века скрипичное исполнительство было основано на вокальном исполнительстве, но в середине прошлого столетия пошла тенденция на разрыв. Поменялась техника. Современная техника очень сильно отличается от старой. И мне интересно было это все изучить, пришлось проштудировать всю вокальную литературу начиная с XVIII века и всю скрипичную литературу начиная с трактатов XVII века, – вспоминал Владимир Дё в одном из интервью.

По его словам, любовь к игре бельканто у него зародилась, когда он учился у Раисы Кожабековны Мусаходжаевой. Она собирала своих подопечных у себя дома, и ребята слушали разные пластинки, в том числе скрипачей начала ХХ столетия Фрица Крейслера, Ефрема Цимбалиста, Мирона Полякина, Михаила Эльмана, Яна Кубелика и других.
На вечере французской музыки в филармонии имени Жамбыла он исполнил в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра РК под управлением дирижера, художественного руководителя этого коллектива Каната Омарова «Интродукцию и рондо-каприччиозо» Камиля Сен-Санса, Поэму для скрипки с оркестром Эрнеста Шоссона и концертную рапсодию «Цыганка» Мориса Равеля. А на бис Владимир сыграл Amazing Grace («О, благодать») – всемирно известный христианский гимн, написанный английским поэтом и священнослужителем Джоном Ньютоном (1725–1807). И скрипка в его руках действительно пела бельканто – настолько красиво и завораживающе играет Владимир Дё на своем инструменте. Причем без мостика, предназначенного для того, чтобы удобнее было укладывать скрипку на ключице.
– В США я менял всю технику игры, – рассказал скрипач. – Мне интересно было приобрести старинную технику, поэтому пришлось все переделывать, и это было тяжело. Я прошел очень хорошую школу в Казахстане и, в принципе, мог бы ею довольствоваться, но так как мне этого было недостаточно – хотел дальше пойти, другие высоты покорить, то уже, конечно, должен был быть другой подход. Это система, которая уже не преподается нигде. Ты сливаешься с инструментом, становишься с ним одним целым, смычок уже как продолжение твоей руки.

По словам Владимира Дё, мостиков в старину не было. Эти приспособления он сравнивает с тестомесом – есть разница, замешиваешь ли ты тесто руками или с помощью машинки. Такие великие скрипачи, как Яша Хейфец, Давид Ойстрах, Леонид Коган, играли без мостика.
В США Владимир Дё стал очень востребованным музыкантом, он является концертмейстером оркестра, выступает с сольными концертами, преподает, организовывает фестивали и конкурсы не только в Америке, но и по всему миру. В начале декабря в Ташкенте он давал сольный концерт, и тогда у него появилась возможность заехать в Казахстан повидаться с мамой. А летом 2017 года Владимир Дё привозил в нашу столицу свою ученицу на юношеский конкурс имени Чайковского и посетил международную выставку EXPO, где случайно встретил известную скрипачку Гаухар Мурзабекову, народную артистку РК, художественного руководителя оркестра «Камерата Казахстана». С Гаухар Курманбековной он был знаком благодаря своему братишке Евгению, который был ее учеником, играл в возглавляемом ею оркестре. Неожиданная встреча на EXPO обернулась для Владимира Дё участием в гала-концерте II фестиваля Camerata Tempo, состоявшемся в ноябре того же года в Алматы в честь двадцатилетия оркестра «Камерата Казахстана». На сцене тогда собрались лучшие солисты-инструменталисты, выходцы из нашей страны, сделавшие блестящую карьеру за рубежом.
Индира САТБАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА