Служитель Мельпомены из Степи

Народный артист КазССР Жумат Шанин (1892–1938 гг.)

28 001

В Казахском государственном академическом театре драмы имени Мухтара Ауэзова прошла конференция, посвященная 125-летию одного из основателей казахского национального профессионального театрального искусства – режиссера, драматурга, народного артиста КазССР Жумата Шанина (1892–1938 гг.), во время которой был показан документальный фильм о нем и презентована его переизданная недавно книга «Аркалык батыр».

28 002

После просмотра этого уникального фильма зрители узнали неизвестные ранее факты о жизни и творчестве первого профессионального казахского режиссера, внесшего неоценимый вклад в становление и развитие национального театрального искусства.
Родился Жумат Шанин в Баянаульском районе Пав­лодарской области в семье бедняка Тургумбая. Мальчик был от природы талантлив и умен, тяготел к знаниям, искусству. Красоты Баянаульского края бередили воображение ребенка, ему хотелось петь и рассказывать другим обо всем, что его окружает, поэтому Жумат уговорил своего дядю Алтынбая научить его играть на домбре. Освоить грамоту мальчику помог местный мулла, и Жумат смог записывать все, что рисовало ему воображение: мысли, образы, стихи, мелодии – все то, из чего в будущем будут создаваться его пьесы и спектакли.
– Родился Жумат в бедной семье, поэтому его дед и отец вынуждены были переехать из Желтау ближе к рудникам, и его отец Тургумбай работал на шахте. Впоследствии Жумат напишет пьесу «Шахта», она первоначально называлась «От смерти к надежде», и там был описан тяжелый шахтерский труд. В то же время дед Жумата Шана часто брал его с собой на Кояндинскую ярмарку, где он услышал проникновенные кюи Таттимбета, песни Биржана, – рассказал внук Жумата Шанина Болат Шанин.
Со группой единомышленников Жумат Шанин создает первый драмкружок и пишет свою первую пьесу. Народный артист КазССР Серке Кожамкулов вспоминал: «Жумат, как никто другой, любил искусство и отдавал ему себя без остатка. Рождение казахского драматического, а потом и оперного театра неразрывно связано с его именем». Первая пьеса Жумата Шанина «Аркалык батыр» основана на народных сказаниях, и в этом произведении, соединившем в себе красоту казахских степей, пейзажей и суровую реальность того времени, Шанин выразил все, что накопилось в его душе за долгие годы. Главный герой батыр Аркалык всю свою короткую жизнь ищет справедливости, торжества добра и вместе с преданными друзьями-батырами отважно противостоит феодалам, попирающим закон ради наживы.
В фильме рассказывается, что в 1926 году в Кзыл-Орде впервые был создан музыкальный театр драмы, у руля которого встал талантливый самобытный режиссер Жумат Шанин. И вот он везет труппу театра на важнейшее для Казахстана событие – этнографический концерт в Москве. В поезде едут ярчайшие люди культуры того времени – Кали Байжанов, Амре Кашаубаев, Иса Байзаков, Елубай Умурзаков, Курманбек Жандарбеков, а также супруга Шанина – актриса Жанбике с шестимесячным сыном. В те годы для восстановления после родов женщинам давали всего шесть недель, поэтому Жанбике ничего не оставалось, как взять малыша с собой. В дороге ребенок внезапно заболел и умер. Но об этой трагедии никто не должен был узнать, иначе всю делегацию могли снять с поезда, а это бы означало провал мероприятия. Поэтому как руководитель труппы и отец погибшего ребенка Шанин принимает решение, которое считает единственно верным.
«Если они узнают, что у нас на руках мертвый младенец, нас высадят с поезда, и неизвестно, сколько продержат. И вы не сможете принять участие в выставке, а это провал», – обратился Жумат Шанин к коллегам…
Выступление казахстанской труппы на этнографическом концерте было очень успешным, представленная на суд искушенной московской публики программа состояла из 14 номеров, в основном это были народные песни в обработке Александра Затаевича. Руководитель труппы лично вел этот концерт в паре с Затаевичем. Надо ли говорить, что слава о фуроре, произведенном нашими артистами, еще долго не смолкала? К тому же среди выступающих казахов был Амре Кашаубаев – триумфатор, звезда ЕХРО 1925 года.
Город Семипалатинск стал местом расцвета таланта Жумата Шанина, именно здесь впервые были поставлены пьесы «Каракоз», «Енлик – Кебек», «Айдарбек», «Торсыкбай», «Байбише – токал» и другие. Режиссером и актером Семипалатинского губернского театра Шанин работает до 1926 года. Когда в Кзыл-Орде открывается республиканский театр, Шанин назначается его главным режиссером. К сожалению, здания, в котором располагался первый казахский театр, уже нет, зато в Шымкенте есть театр, гордо носящий имя Жумата Шанина, и театр этот тоже очень старый, переживший не одну смену времен, ориентиров, идеалов.
В 1934 году театр из Кзыл-Орды переезжает в Алма-Ату, именно здесь отныне должно биться сердце казахской культуры, должны создаваться грандиозные постановки и звучать лучшие голоса. Кого поставить руководителем этого театра? Кому доверить столь ответственное дело? В своих воспоминаниях Мухтар Ауэзов писал: «Неизменно одно условие – во главе театра надо ставить человека, который имеет склонность писать пьесы, владеет актерским искусством, таковым на сегодняшний день является один человек – Жумат Шанин».
Шанин отправляется в Алма-Ату вместе со своей труппой и, конечно, с семьей. Его супруга Жанбике Шанина была очень музыкальной, талантливой актрисой. Она по праву считается первой казахской актрисой, так как до нее на подмостках театра работали исключительно мужчины, они же исполняли женские роли. С появлением в труппе Жанбике все изменилось – своим примером она открывала дорогу на сцену всем одаренным казашкам, мечтающим попробовать себя в творчестве. Объединенные любовью к искусству, Жанбике и Жумат представляли собой прекрасный, редкий тандем. Можно сказать, после них в творческой среде пошла мода на подобные браки: Курманбек Жандарбеков – Шара Жиенкулова, Канабек и Куляш Байсеитовы, Шакен и Хадиша Аймановы…
13 января 1931 года Жумат Шанин и Елюбай Умурзаков первыми из казахов в Советском Союзе были удостоены звания «народный артист Казахской АССР». Близится 1936 год – год Казахской декады в Москве. К этому ответственнейшему событию готовился весь культурный мир молодой республики. Было решено показать в Москве две оперы – «Кыз Жибек» и «Жалбыр» на музыку Евгения Брусиловского. Режиссерами-постановщиками стали Жумат Шанин и Курманбек Жандарбеков. Репетиции шли дни и ночи напролет, сам народный комиссар просвещения Темирбек Жургенов курировал эту работу. Наконец в мае 1936 года вся казахская делегация, заняв два вагона, отправилась в путь. И вот Москва, Большой театр – зал уже полон, и зрители ждут. Труппа нервничает, декорации и музыкальные инструменты готовы. По бурным аплодисментам за кулисами труппа догадалась: в зал вошел Сталин, но занавес до сих пор не поднялся. Одна минута, две, три… занавес поднимается лишь на 12-й минуте. 12 минут задержки, почему она случилась и что произошло, мы уже никогда не узнаем, но этих 12 минут хватило, чтобы стать причиной ареста и расстрела Жумата Шанина. В этом обвиняли не только Жумата, были также арестованы Сакен Сейфуллин, Темирбек Жургенов и другие представители казахской интеллигенции. Их обвинили в том, что поднятие занавеса было задержано намеренно, якобы в это время Шанин, Жургенов и Сейфуллин, пробежав по второму этажу, должны были попасть в правительственную ложу и убить Сталина. Конечно, это было полнейшей выдумкой, Жургенов и Сейфуллин весь спектакль сидели в зале и не планировали никаких покушений, есть видеокадры, подтверждающие этот факт. А что касается Жумата Шанина, то для него решиться на такое было все равно, что подписать самому себе и всей труппе смертный приговор…
Он был действительно первым среди лучших, первым профессио­нальным режиссером и первым режиссером, получившим звание народного артиста, был основателем оперного и балетного искусства, первым театральным педагогом, первым из тех, кто стал жертвой сталинских репрессий.
В документальном фильме, посвященном Жумату Шанину, говорится: несмотря на то что он был реабилитирован в 1958 году, вырвать его имя из забвения до сих пор не получилось. Хотя он сделал для нашей культуры безмерно много и его пьесы до сих пор украшают театральные афиши и подмостки, нет ни одного памятника Жумату Шанину, а набережная улочка в Астане, названная в его честь, так мала, что на ней даже некуда прикрепить мемориальную доску. Да и есть ли в этом смысл, ведь эта улица с судьбой Шанина никак не связана, на ней нет никакого театра или здания, где он жил, работал. В 1992 году указом Кабинета министров республики именем Жумата Шанина был назван совхоз в Баянаульском районе Павлодарской области, однако через несколько лет он был упразднен, а вместе с этим статусом аул утратил и имя.
– Я удивляюсь тому, как небольшой Баянаульский район дал стольких гениальных людей: первого казахского профессионального драматурга Аймауытова, кинорежиссера Айманова, первого академика Сатпаева, эти люди имели прирожденный талант и поднимали национальную науку, культуру, – отметил после просмотра фильма народный артист СССР Асанали Ашимов. – Недавно исполнилось 125 лет со дня рождения Жумата Шанина, в этом году мы будем отмечать 130-летие Амре Кашаубаева, потомки должны помнить этих людей, поэтому необходимо присваивать их имена улицам крупных городов, школам, нужно учредить именные стипендии в творческих вузах.
Асанали Ашимов признался, что благодаря показанному фильму впервые узнал о причине гибели Жумата Шанина и его соратников:
– Что из-за 12 минут задержки спектакля столько людей погибло во времена сталинских репрессий. Какие страшные и жестокие были времена! И об этом надо рассказывать молодежи, чтобы она знала историю и извлекала из нее уроки. И что такие люди, как Жумат Шанин, заложили основу, фундамент, на котором строится наше современное театральное искусство. Жумат Шанин обучался в России и, когда вернулся в Казахстан, стал готовить первых актеров по системе Станиславского и Немировича-Данченко. Он обучал их азам: как нужно держаться на сцене, как танцевать, как говорить так, чтобы зритель тебе поверил, и так далее. И теперь имена учеников Жумата Шанина, как и его самого, вписаны золотыми буквами в историю отечественного театрального искусства.

28 003
Индира САТБАЕВА