Смысл – в преодолении

В Архиве Президента РК в рамках поддержки патриотического акта «Мәңгілік ел» проводится документально-художественная выставка, посвященная жизни и творчеству заслуженного деятеля Казахстана Марата Айнекова (1941-2014 гг.) – скульптора, автора 21 монумента известным историческим деятелям нашей страны и зарубежья.


В экспозиции выставлены уникальные архивные документы, фотографии о жизни и творчестве Марата Айнекова, художественные произведения мастера. Особое место в экспозиции занимают портреты хана Кенесары, Индиры Ганди, народного артиста Казахстана Нурмухана Жантурина, Коркыта-ата. Здесь же представлены работы учеников Марата Айнекова, одним из которых был его сын Саид, ему принадлежат скульптурные композиции «Дети на арбе», «Два поколения», «Движение». Дочь Марата Омирсериковича Джамиля дополнила экспозицию своими картинами «Мечеть Султан Ахмет в Стамбуле», «Девочка с яблоками», «Капчагай» и другими.
В рамках выставки был организован «круглый стол», посвященный творчеству скульптора. Много теплых слов сказали о Марате Айнекове его коллеги, друзья и родственники.
– Марат Айнеков не просто изображал чей-то портрет, в его работах есть душа. Он был очень разносторонним человеком. Когда он работал над портретом Жантурина, я часто посещал его мастерскую, где мы обсуждали книги и фильмы, историю и философию. Было интересно общаться с Маратом, – делится известный скульптор профессор КазНАИ имени Жургенова Вагиф Рахманов.
Директор Архива Президента РК Борис Джапаров поделился своими воспоминаниями о том, как велись работы по установке барельефа Магжана Жумабаева и бюста Абая Кунанбаева в одном из районов Анкары.
– Работая советником Посольства РК в Турецкой Республике, я в 1998 году принимал непосредственное участие в установке первого памятника Абаю, вообще первому казаху за рубежом, – вспоминает Борис Аликенович. – Нам выделили значительную территорию. Совместно с руководством столичного района Кечиорен мы заложили парк, названный впоследствии именем Абая. В нем был установлен памятник, созданный Маратом Айнековым. Скульптор был приглашен в Турцию на один год для работы над частным художественным заказом, но задержался там на длительный срок.
В Анкаре Марат Айнеков поставил памятник еще одному классику казахской литературы Магжану Жумабаеву. Памятник Абаю работы Айнекова установлен и в Тегеране, это была инициатива Посольства РК в Иране и казахов, проживающих там.
– Логическим продолжением портретной галереи Абая Кунанбаева в исполнении Айнекова явилось сооружение памятника в Москве на Чистых прудах, – отметил директор Архива Президента. – Мастер гармонично вписал монумент в городскую среду. В 2006 году московский памятник Абаю открывали президенты России и Казахстана.
Марат Айнеков является также автором двух памятников Ататюрку, первому руководителю Турецкой Республики. Они сооружены в Анкаре и городе Ыспарта, на родине бывшего президента Сулеймана Демиреля. Еще в конце 70-х годов скульптор воздвиг памятник Алие Молдагуловой в Новосокольниках Псковской области, неподалеку от места, где погибла легендарный снайпер. В Талдыкоргане он создал комплекс памяти Второй мировой войны.
Преподаватель Алматинского колледжа декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева Алла Мулдагалиева рассказала, как в 90-е годы Марат Айнеков перечислял часть своих гонораров на счета учебного заведения для стипендий нуждающимся студентам. Она отметила, что он был прекрасным педагогом, который охотно делился своими знаниями с учениками.
Кандидат искусствоведения, член Союза художников СССР и Казахстана Сауле Беккулова, которую по праву можно назвать биографом Марата Омирсериковича, вспоминает, что говорить о творчестве Марат Айнеков не любил. «Наверное, лучше об этом говорят твои работы, то, что ты в них вложил, – сказал он ей однажды. – Самый близкий жанр? – Портрет. Материал? – Гранит. Люблю за твердость. Преодолевая сопротивление, утверждаешься сам. Смысл – в преодолении!».
Марат Айнеков родился в Балхаше за два часа до начала войны. Рисовать стал с малолетства, занимался в кружках изобразительного искусства. После школы отправился в столицу – поступил в художественное училище, которое затем окончил. А дальше были Ленинград, академия художеств имени Репина. После окончания учебы с отличием Марат Айнеков вместе с женой Зиядой, работавшей в академии, вернулся в Алма-Ату, куда он возвращался в течение всей жизни, будучи признанным мастером, из зарубежных поездок.
«Побывав во множестве мест земли, повидав разных красот и удивительных вещей, открыл для себя, что самый несравненный по красоте город – это родина, это Алматы, – говорил ваятель. – У нас здесь мощная энергетика! Казахстан набирает рост и силу: и в искусстве, и в строительстве, и в индустрии. Мы живем в прекрасное время!».

IMGL8520
Индира САТБАЕВА
Фото Юрия ВЫБЛОВА
и Сауле БЕККУЛОВОЙ