Споры об искусстве

кровавая разборка4

В честь 85-летия Государственного академического русского драматического театра имени М. Лермонтова в Алматы прошли гастроли театра из Санкт-Петербурга «За Черной речкой»


Театр «За Черной речкой» в этом году тоже отметил свой юбилей – в апреле ему исполнилось 35 лет. Он является одним из старейших и признанных независимых театров города на Неве. Инициатива пригласить театр «За Черной речкой» в Алматы исходила от Айгуль Султанбековой, директора театра ВТ. В ноябре 2015 года поставленный в возглавляемом ею коллективе спектакль «Одноклассники» режиссера Барзу Абдураззакова завоевал Гран-при Международного фестиваля камерных театров и спектаклей малых форм «ArtОкраина», который проходит в Санкт-Петербурге на площадке театра «За Черной речкой». К слову, сейчас этот спектакль идет на сцене алматинского театра «Жас сахна», куда труппа театра ВТ перешла в полном составе после того, как лишилась своего помещения. А Барзу Абдураззакова пригласили в «Жас сахну» в качестве художественного руководителя театра. В рамках празднования 85-летия ГАРДТ имени Лермонтова Айгуль Султанбекова предложила директору театра Юрию Якушеву пригласить на гастроли петербургский театр «За Черной речкой», и он эту идею поддержал.
– Это театр международного уровня, он небольшой, зал у них рассчитан всего на 80 мест, – рассказывает Айгуль Султанбекова. – Многие актеры помимо того, что служат в этом театре, играют еще и в Большом драматическом театре имени Товстоногова, и на различных театральных площадках Питера и Москвы. У этого коллектива более десятка различных театральных наград. Мы решили вместо того, чтобы привозить антрепризу, пригласить хороший, качественный театр с лучшими в репертуаре спектаклями. У этих гастролей нет коммерческой выгоды, потому что три из четырех спектаклей играются исключительно на Малой сцене, чтобы сохранить всю прелесть камерного театра.
Из четырех привезенных в Алматы пьес две принадлежат одному автору – французской актрисе и драматургу Ясмине Реза. Это «Бог резни» (спектакль идет под названием «Кровавая разборка в университетском сквере») и «Арт». «Кровавая разборка» открывала гастроли и закрывала их. Комедия «Арт» может быть знакома алматинской публике по постановкам режиссеров Владимира Крылова в «Жас сахне» и Кубанычбека Адылова в Республиканском немецком драматическом театре. Причем в обоих спектаклях роль Сержа играл актер Сергей Тейфель, а роль Марка – Антон Дукравец.
Также театр «За Черной речкой» привез лирическую комедию «Свидание с Козерогом», поставленную по пьесе Александра Галина «Сирена и Виктория», и авторский моноспектакль актера и режиссера Ивана Стависского «Вдребезги – Поминки по эпохе». Как уже говорилось, все спектакли шли на Малой сцене, и лишь «Арт» пришлось показывать на основной, иначе декорации не уместились бы на камерной площадке Театра Лермонтова.
В этой пьесе, рассчитанной на зрителя-интеллектуала, рассказывается о трех закадычных друзьях. Их пятнадцатилетняя дружба оказывается под угрозой после того, как один из них, Серж, покупает за огромные деньги картину модного художника, где на белом фоне проведены три белые поперечные полосы. Споры друзей об искусстве приводят их чуть ли не к пересмотру отношений. 

В спектакле играют ведущие, топовые актеры театра «За Черной речкой», это Иван Стависский (Серж), Сергей Гвоздев (Марк) и Анатолий Журавин (Иван).

кровавая разборка10

Все трое – уроженцы Ленинграда. 

Иван Стависский с 2011 по 2015-й был главным режиссером театра «За Черной речкой», но потом отказался от этой должности. Говорит, что не может пользоваться правом ругать и наказывать своих друзей-коллег.
– У вас бывают с друзьями такие же разборки, как у героев этой пьесы, по поводу искусства?
– Еще как, и даже более значимые бывают на предмет искусства и нашей жизни в искусстве: как мы должны себя вести, ощущать, помнить о том, что и как мы должны делать. Конечно, серьезнейшие бывают споры, но этот театр вообще создавался как театр-дом, а в доме без конфликтов не бывает. И вообще между близкими людьми не то что тяжелые, самые глубокие, глубинные конфликты происходят. Потому что легко пожалеть или простить человечество, а вот свою родную кровь (а в театре люди подбираются по группе крови) простить бывает очень трудно. И так же трудно помочь: и гордости выше крыши, амбиций, самомнения, чтобы расслышать другого человека. На этом строится театр – на растоптанных самолюбиях, причем эти самолюбия должен растоптать человек сам. Не другой человек должен топтать твои самолюбия, а ты сам, чтобы услышать его.
Присутствовавшая в числе зрителей ведущая актриса ГАРДТ имени Лермонтова, заслуженная артистка Казахстана Нина Жмеренецкая отметила, что пьеса «Арт» – очень достойный и нужный материал, в котором выражено много интересных мыслей, в том числе о предназначении искусства.
– Всего три актера держат спектакль без всяческих изобретений, чтобы выгодно себя преподнести: без дополнительной музыки, без кувырков, без танцев на льду, без пуантов, – делится мнением о петербургских коллегах Нина Леонидовна. – Сейчас театр на что угодно идет, чтобы привлечь зрителя, потому что когда нет мыслей, вырастает куча выразительных средств. А здесь аскетично подан спектакль, можно сказать, в давней манере, по которой мы скучаем, потому что она олицетворяет собой мысль, чувства и веру в предлагаемые обстоятельства. Поэтому я впечатлена и очень довольна, что не зря провела время и познакомилась с этим театром, к которому теперь отношусь с большим уважением, и к этим актерам, и к тем, кто их привез. Так что спасибо за прекрасный содержательный вечер!

Индира САТБАЕВА
Фото предоставлены организаторами гастролей

(На снимках сцены из спектаклей «Кровавая разборка в университетском сквере», «Свидание с Козерогом»)