383.01  430.12 6.1

«Судить не свыше сапога»

На Малой сцене театра «АRTиШОК» состоялась премьера спектакля «Сапожники»

12 001

В основе постановки пьеса польского драматурга Станислава Виткевича. Она была написана в 1927–1934 годах. В Алматы над спектаклем работала польский режиссер Иоланта Юшкевич. Это история революционного переворота, когда сапожники устают подчиняться и начинают бунтовать против – людей, ради которых они и делают свою работу. Первое, что бросается в глаза в этом спектакле, – это его нарочитая театральность. Она лишь подчеркивает искусственность механизма революционного бунта, который Виткевич воссоздает в «Сапожниках». Каждый образ, сотворенный актерами на сцене, можно рассматривать бесконечно, будь то сапожник или графиня. Первоначально это отвлекает от главного – того, о чем говорят герои, что их волнует, чего они хотят. Впрочем, они и сами не всегда это понимают. Форма и абсурд легко одерживают победу над содержанием и смыслом. Внимательно вглядываясь и вслушиваясь в то, что происходит на сцене, можно увидеть продажных чиновников, проблемы социального неравенства и поиска смысла жизни. Все это переплетается в спектакле в тесный клубок, в котором можно увидеть то, что волнует нас сегодня.
– Нельзя сказать, что этот спектакль полностью основан на пьесе Виткевича. Это, скорее, ее адаптация под узнаваемые реалии. Научная пьеса с песнями, актуальная в Польше XX века, оказалась понятна и близка в Казахстане XXI века, – говорит Иоланта Юшкевич. – Главная героиня пьесы княгиня много говорит о матриархате. Не знаю, как в Казахстане, но на Западе и в Польше наступает время, когда женщины все больше у власти, а мужчины отодвигаются на второй план.
Актеры перевоплощаются до такой степени, что их невозможно узнать. Во взбунтовавшихся сапожников перевоплотились Анастасия Тарасова, Нурсултан Мухамеджанов и Думан Нурсила. Куантаю Абдимади очень удалась роль отчаянного карьериста и продажного чиновника Скурви. Он так хочет подняться вверх по социальной лестнице и стать обладателем заветного титула, что готов стать кем угодно. Тем более что на этой вершине его ждет княгиня – с сумасбродным характером, у которой все есть, и поэтому она не знает, чего хочет. Эту роль воплотила на сцене Айганым Сагынбаева. Запоминается зрителям в этом спектакле и Антон Болкунов, предстающий за время постановки в самых неожиданных образах, каждый из которых воплощен очень оригинально. Он запоминается даже в роли рассказчика, который лишь на очень короткое время появляется на сцене. Не говоря уже о других образах – рабочего, крестьянина и сотрудника полиции.
Режиссер Иоланта Юшкевич отмечает, что рада поработать с актерами алматинского экспериментального театра. Тем временем «ARTиШОК» готовится к еще одной большой премьере, на подходе спектакль Галины Пьяновой «Гамлет». Так что ждем.

12 002
Елена СОКОЛОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА