Свободный художник

На интернет-площадках Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева рассказали о творчестве скульптора Еркина Мергенова

9 001

9 002В этом году исполняется 80 лет со дня рождения одного из основоположников казахского модернизма в изобразительном искусстве. Мергенов прошел традиционную и, как сам говорил, добротную школу советской живописи и монументального искусства – окончил алма-атинское художественное училище имени Гоголя и Московский государственный академический институт имени Сурикова.
Классик советского монументализма Лев Кербель, в мастерской которого Еркин Мергенов постигал скульптуру, рассчитывал на то, что студент из Казахстана пойдет по его стопам. На то были основания: Еркин Мергенов с большим уважением относился к творчеству отцов-основателей советской школы живописи, ваяния и зодчества, ценил творчество первого профессионального казахстанского скульптора Хакимжана Наурызбаева – за гармонию и выразительность образов. Но он пошел по иному пути, начав экспериментировать с линиями и формами.
Его алма-атинский студенческий период пришелся на пик популярности «Битлз», по улице Калинина, прозванной в народе Бродвеем или Бродом, дефилировали стиляги, и он заразился идеей соединить в своем творчестве Восток и Запад.
Еркин Мергенов стал экспериментировать, пытался пересмотреть канонические понятия о формах и линиях.
Как ранее рассказывала искусствовед ГМИ Светлана Кобжанова, он начал создавать собственную школу воплощения образов. В системе творческих координат скульптора линия обладала безграничными возможностями. Он создавал героев, в пластических образах которых сочетались традиционная степная патриархальность, советское наследие и приметы человека, живущего в стремительно развивающемся обществе, где очень сильны веяния европейской культуры.
Позже, в 1986 году, приближаясь к вершинам своей творческой деятельности, Мергенов выразил эти идеи в работе «Встреча». Героиня этой композиции – женщина, одетая в национальный костюм. Она держит за руль велосипед, к багажнику которого прикреплены молочные бутылки.
Казалось бы, автор создал образ типичной сельчанки позднего советского периода, но в произведении есть одна, шокировавшая экспертов того времени, деталь – отсутствие лица у героини. Подчеркнуто натуралистично проработав все детали произведения, он лишил человека главного – лица. Этим автор решил показать, что, погружаясь в пучину советской идеологии, безрадостного и одинакового на всем советском пространстве серого быта, он постепенно теряет лицо, отрывается от своих корней – кочевой культуры.
Искусствоведам в Союзе художников СССР было не привыкать к свободомыслию скульптора. Он слыл бунтарем, исключался из рядов КПСС, восстанавливался, в годы горбачевских реформ вышел из партии сам.
Это был период обновлений в обществе. Перестройку Мергенов воспринял как возможность что-то изменить, повернуться лицом к своим корням, но общество, стремясь избавиться от тоталитаризма, уже смотрело в сторону Запада, где, как думали многие, царили гармония и благополучие.
Мергенов ушел в общественную жизнь, стал депутатом СССР, а затем чиновником – членом Верховного Совета Советского Союза, но запущенную машину развала страны уже никто не мог остановить.
Все это время он продолжал творить, но подчас скульптор уже создавал образы, которые не имели не только лица, но и самой головы. Мергенов стремился обратить внимание на то, что все происходящее стремительно лишает человека своей индивидуальности, своего собственного я.
В переходные 90-е Еркин Мергенов возглавил Союз художников Казахстана, он стремился сделать все возможное для того, чтобы сохранить ядро профессионального сообщества, мастерские, материально-техническую и творческую базу.
Будучи коренным алматинцем, он с болью воспринимал снос исторических зданий города. Противился тому, что на их месте вырастают безликие многоэтажки – фигуры без лица… Он с горечью смотрел на развалины сгоревшего старого ТЮЗа на пересечении улицы Калинина и Коммунистического проспекта (ныне Кабанбай батыра и проспект Абылай хана), вспоминал город своего детства, при этом понимая, что ничего не может сделать.
Наряду с творчеством и общественной работой Мергенов преподавал в академии искусств имени Жургенова. Своих студентов он воспитывал в духе свободомыслия, подчеркивая при этом, что каждый уважающий себя профессионал должен владеть классической школой.
Художника не стало в июне 2015 года. Незадолго до его ухода из жизни, 24 апреля 2015 года, в музее состоялся круглый стол, посвященный его творчеству. Тогда поэт Олжас Сулейменов отметил, что произведения Мергенова никого не оставляют равнодушным – кто-то не соглашается со скульптором, кто-то считает, что он опередил свое время, но все, кто хотя бы один раз прикоснулся к его искусству, навсегда запечатлевают в памяти образы, созданные художником.
Произведения народного художника, профессора, заслуженного деятеля искусств Республики Казахстан, лауреата первой независимой премии Казахстана «Платиновый Тарлан» Еркина Мергенова находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного музея искусств имени А. Кастеева (Казахстан), Государственного музея искусств Киргизии (Бишкек), Государственного музея Русского искусства Украины (Киев), в частных коллекциях ближнего и дальнего зарубежья. В 2010 году по приглашению ректората Оксфордского университета профессор Мергенов прочитал цикл лекций о становлении и развитии изобразительного искусства независимого Казахстана.
Руководитель пресс-службы ГМИ имени А. Кастеева Оксана Танская сообщила, что в связи с карантином по коронавирусу музей в числе первых учреждений культуры республики перешел на работу в виртуальном пространстве. Так, на своей странице в Facebook эксперты рассказывают об уже прошедших выставках, а также делают обзор экспозиций, которые должны были состояться в эти дни. Наряду с этим можно увидеть сюжеты, снятые различными телекомпаниями о работе музея и представленных в нем экспозициях.

9 003
Юрий КАШТЕЛЮК
Фотографии предоставлены ГМИ имени А. Кастеева