Сюда я больше не ездок

Театр драмы имени Лермонтова закрыл сезон премьерой спектакля «Горе от ума»

15 001

Государственный академический русский театр драмы имени Лермонтова закрыл сезон премьерой спектакля «Горе от ума».

Поставила его Гульназ Балпеисова – ученица художественного руководителя Театра имени Евгения Вахтангова Римаса Туминаса. Спектакли молодого режиссера с успехом идут в Москве, теперь же плоды ее трудов можно увидеть и в Алматы.
В известной всем истории о молодом человеке, который уезжал повидать мир, а когда вернулся, пришелся не ко двору в родном доме из-за слишком прогрессивных взглядов, Гульназ Балпеисовой удалось придумать некоторые «фишки», которые не дают зрителям… уснуть. Конечно, уснешь тут, когда актеры падают со сцены прямо к твоим ногам или бегают по залу, произнося пламенные речи. При этом каждый актер выкладывается по полной программе, чтобы сделать своего героя ярким, интересным, запоминающимся. И у каждого из них в отдельности это вполне получается. Правда, Роман Жуков в роли Чацкого излишне импульсивен и предсказуем.
А вот зажиточный помещик Павел Фамусов, по идее, самый яркий представитель полного пороков фамусовского общества в исполнении Анатолия Креженчукова негативных эмоций не вызывает. Он видится зрителям хранителем семейного очага, который желает счастья своей дочери, хоть у него и свои представления о том, каким оно должно быть. В то же время он бесхитростный добряк и сластолюбец, пристающий к служанке, что тоже вызывает лишь улыбку или смех, но никак не негативные эмоции.
Хороша Камилла Ермекова, ей вполне удалось воплотить на сцене противоречивый образ Софьи – с одной стороны, умной девушки с характером, а с другой – ветреницы, способной увлечься таким небогатым и недалеким дворянином, как Молчалин (Максим Лукоянов). Репетилов – на первый взгляд, единственный союзник Чацкого, которому на самом деле все равно, на чьей стороне быть, лишь бы только в центре светского общества, в исполнении Дмитрия Скирты получился довольно забавным. Актер даже голос изменил, говоря за своего персонажа высоким фальцетом, чтобы кроме смеха он ничего у зрителей не вызывал. Хорошо дополняют спектакль второстепенные герои – яркие образы слуг Лизы (Ирина Кельблер) и Петруши добавляют комедийности происходящему…
Однако, несмотря на все это, спектакль остается скучным, действие развивается слишком неспешно для нашей такой быстрой сегодняшней жизни, а в героях невозможно узнать типажи людей, которые, безусловно, встречаются и в наши дни. Хотя все, о чем писал когда-то Грибоедов, актуально и в наше время: чинопочитание, карьеризм, кумовство и так далее. Таким образом, вывод напрашивается один: классическая пьеса «Горе от ума» просто устарела. Вот если бы создатели спектакля перенесли историю в наши дни и сделали историю более современной, она бы воспринималась совсем иначе.

15 002

Елена СОКОЛОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА