Танцы со звёздами

Казахстанский композитор Мамед Садых-Пур, известный как автор музыки к ряду спектаклей алматинских неформальных театров, написал новое произведение «Танцующий зодиак», премьера которого состоится в марте в американском городе Провиденсе в исполнении оркестра Род-Айлендского колледжа искусств.

23 001

Симфоническая сюита «Танцующий зодиак» задумывалась автором как музыка к балету, состоит она из 12 частей, каждая из которых соответствует определенному зодиакальному знаку и представляет собой старинный европейский танец. Например, Козерогу посвящается макабр – «пляска смерти» – распространенный в Средневековье аллегорический сюжет, в котором персонифицированная Смерть ведет к могиле пляшущих представителей всех слоев общества. Изображение мистического кладбищенского танца – это европейская традиция, человек всегда пытался вознестись над смертью путем ее переосмысления. Из изобразительного искусства макабр перекочевал в музыку, театр, литературу, а затем в кино. Самый знаменитый макабр в музыке – это «Пляска смерти» Сен-Санса. Для людей, далеких от мира академической музыки, макабр Сен-Санса может быть знаком по мультфильмам «Незнайка на Луне» (песенка «Чудесный остров») и «Малыш и Карлсон». (Во фрагменте, где герой переодевается привидением и нападает на жуликов, звучит музыкальная композиция House of Horrors Мерва Гриффина (1962), исполненная оркестром Charles Grean Orchestra и представляющая собой обработку в ритме твиста мелодий из «Пляски смерти» Сен-Санса и траурного марша Шопена.)
Макабру в «Танцующем зодиаке» Мамеда Садых-Пура предшествует сарабанда – изначально это был веселый испанский «танец урожая», который под суровым влиянием католической церкви претерпел значительные изменения, перейдя из мажора в минор, и в конце концов стал использоваться на похоронах.
Сюита «Танцующий зодиак» по времени длится 50 минут, это сочинение для полного симфонического оркестра, включая арфу, которой, кстати, у нас в Алматы нет даже в Государственном академическом симфоническом оркестре. Зато в оркестре колледжа искусств небольшого американского города Провиденс с численностью населения двести тысяч человек этот инструмент имеется. Кроме того, там есть концертный зал на тысячу мест, где впервые будет представлена музыка нашего соотечественника.
– Мамед, как вы пришли к тому, что стали сочинять музыку к такому сложному виду искусства, как балет?
– Когда пишешь музыку для сцены, это становится частью твоей жизни. Можно сказать, что не я выбрал музыку для балета, а она выбрала меня. Слово «призвание» происходит от глагола «призывать» – ко мне обращались люди за помощью, и мне это было интересно. Первый балет я написал в 2008 году, сестры Габбасовы проводили фестиваль пластики и танца, и они, как хозяева, должны были представить новую вещь. Габбасовы предложили мне написать музыку к их постановке, тогда я сочинил «Иллюзию любви», и несколько лет они ее исполняли. Второй балет меня попросил написать ученик Гульнары Адамовой Олег Пак – для его дипломной работы на факультете хореографии. Олег не хотел делать музыкальное оформление для своей постановки из подбора, ему нужно было целостное произведение. Я написал музыку к его постановке «Моя первая осень», где было немало действующих лиц, этот спектакль потом несколько лет шел в исполнении театра современного танца «Самрук».
Что касается «Знаков зодиака»… Я всегда люблю повторять, что любой композитор должен написать реквием, «Времена года» и My Way, то есть бессмертный хит. Хит я еще не написал, реквием сочинил еще в 2004 году, а сейчас, можно сказать, взялся за «Времена года» – много лет ходил вокруг них. Идея произведений о цикличности бытия не нова, «Времена года» писали многие композиторы – от Вивальди до Пьяццоллы. Но я решил обратиться к теме смены зодиакальных знаков. Наша планета совершает оборот вокруг Солнца за год и встречает на своем пути 12 зодиакальных созвездий. Связанные с ними представления вызывают многослойные аллюзии, и каждая часть моего произведения – это не буквально историческая реконструкция, а модерновое переосмысление старинных танцев: фанданго, сарабанды, менуэта и так далее. То есть двенадцати забытых европейских танцев. Зодиакальная тема – символическая тема, астрология сама по себе символична, как и музыка, как и драматургия. Мне кажется, они не терпят формализованной буквальности. Искусство – это не шарады, и многое является невыразимым.
– Как американцы узнали о вашем новом произведении?
– Согласно теории шести рукопожатий. Я показал ноты первой части произведения знакомому музыканту, тот другому, этот третьему. И наконец пишет мне письмо дирижер оркестра Род-Айлендского колледжа Алексей Шабалин и просит прислать остальные части. Я ему выслал, а вскоре он попросил разрешения сыграть сюиту. 5 марта будет мировая премьера в городе Провиденсе, это столица Род-Айленда, самого маленького, но самого динамично развивающегося штата за последние годы.
Помимо названных балетов Мамед Садых-Пур писал музыку к спектаклям, которые ставились в разные годы на площадках Алматы: «Арлекин, Коломбина и Пьеро» режиссера Андрея Мармонтова в театре «Постскриптум»; «Корова» по рассказу Андрея Платонова – «АRTиШОК»; «Жила-была старушка» по мотивам одноименного рассказа Рэя Брэдбери – постановка единственного в Казахстане театра кукол для взрослых «Другая реальность»; «Глаза голубой собаки» по Габриэлю Гарсиа Маркесу в постановке режиссера Владимира Крылова; «Пчелы Майя» – совместный с поэтом Юрием Серебрянским и художником Артемом Калюжным проект, который представлялся в жанре импровизации, а также ко многим другим.
В США за последние два года на театральных сценах идут четыре спектакля на музыку Мамеда Садых-Пура. Он говорит, что у него исполнилась мечта написать музыку к «Маленькому принцу» и «Алисе в стране чудес». Премьера последнего из названных спектаклей состоялась в 2018 году в детском театре «Арлекин», где все постановки идут на русском языке, в нем звучит много песен на стихи Бориса Заходера.
По словам Мамеда, ему всегда было интересно совмещать музыку и изображение: сценическое, кинематографическое, живопись. Может быть, когда-нибудь алматинский зритель сможет не только услышать, но и увидеть на сцене его «Танцующий зодиак». Если звезды будут благосклонны…
Индира САТБАЕВА