Течения искусства

Фотографы из Германии Виктория Биншток и Михаэль Шефер представили свои работы в Алматы

8 003

Ознакомиться с ними можно в Государственном музее искусств имени Кастеева. Уникальную экспозицию помог организовать Гете Институт. Выставка интересна тем, что предоставляет возможность узнать, как сегодня развивается фотоискусство в Германии и какие инструменты для этого используются.
В экспозиции «По/против течения. Современные фотоинтервенции» представлены работы, которые воспроизводят медийные кадры. Если Михаэль Шефер анализирует образы из новостей и развлекательных программ, то Виктория Биншток исследует новые каналы и способы функционирования зрительных образов в эпоху Интернета. Тем самым они развивают возникшую еще в 1970-х годах традицию стойкого интереса художников к миру СМИ. Работы Виктории Биншток и Михаэля Шефера соединяют собственные и удачно найденные уже готовые художественные формы, современные возможности визуального самовыражения с возможностями будущего. Оба художника работают с найденными материалами – обрабатывают имеющиеся медийные картинки, сдвигая структуры их восприятия, чтобы таким образом выявить их скрытый потенциал.
Снимки немецких фотографов в чем-то перекликаются друг с другом. Однако при этом у каждого из них свой индивидуальный и творческий подход. Например, Виктория Биншток в своем цикле фотографий «Мир деталей» сопоставляет снимки нью-йоркских улиц из Google Street View с собственными кадрами тех же мест. Тем самым она как бы сравнивает картинки, которые выдает Google, с собственным восприятием реальности, чтобы сравнить автоматически выдаваемые картинки из вселенной Google с собственным субъективным восприятием той же городской реальности.
Заслуживают внимания и ее работы из цикла «Трое на телефоне». Они интересны тем, что сделаны в 2004 году, задолго до того как весь мир охватила смартфотомания.
В свою очередь для работ из цикла «Поколение» Михаэль Шефер использует найденные в Интернете фотографии моделей на подиуме. Их лица он заменяет детскими – теми, что сфотографировал в своей лаборатории. Так автор показывает призрачность и быструю смену идеалов красоты в эпоху СМИ и потребительства.
– Отправная точка всех моих работ – это фотографии, которые публикуются сегодня в средствах массовой информации, – говорит Михаэль Шефер. – Сегодня фотографии занимают очень важное место нашей жизни, причем настолько, что мы порой сами этого не осознаем. С появлением смартфонов люди хотят фиксировать едва ли не каждую минуту своей жизни. Фотография сегодня, с одной стороны, доступна каждому, а с другой – все же остается искусством.
Выставка продлится до 2 апреля. Посетить ее можно в любой день, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Вход свободный.
Леля ВЕРЕСОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА