Трое и поезд

В новом сезоне КГАТОБ имени Абая возобновит всемирно известный балет Бориса Эйфмана «Анна Каренина»

23 002

Восстановленный балет, алматинскую постановку которого в 2011 году лично создавал народный артист РФ Борис Эйфман, уже увидела столичная публика. КГАТОБ представил спектакль на сцене государственного театра оперы и балета «Астана Опера» в рамках гастрольной программы, посвященной своему 85-летию.
Яркий спектакль, включающий в себя хореографически сложные поддержки, многообразие форм и позиций, необычную геометрию кордебалета, раскрывает тонкий психологизм романа Толстого. Последовательно разворачивается действие, связанное с любовным треугольником: встреча, страсть, метание Анны (Динара Есентаева) между двумя мужчинами – Вронским (Азамат Аскаров) и Карениным (Даурен Женис), поездка в Италию, возвращение и отторжение Карениной высшим светом, охлаждение, опиум, кошмарные сны, преследующие героиню, и наконец – поезд. В этом спектакле нет правых и виноватых – главным в нем остается внутренний мир каждого персонажа, который проживает свою жизнь в рамках заданного хореографом пространства.
Ранее, рассказывая о фабуле балета «Анна Каренина», Борис Эйфман отмечал, что обычно в постановках романа Льва Толстого Каренину уделяется меньше внимания, нежели Вронскому. Между тем в балете санкт-петербургского хореографа все иначе – здесь Каренин полноправный участник треугольника. Он отнюдь не «человек в мундире» – муж заглавной героини наделен здесь «балетным красноречием», его дуэты с Анной полны отчаяния. Эмоционального напряжения в них не меньше, чем в объяснениях героев. По Эйфману, Анна не могла не испытывать чувств к своему супругу, так как он был отцом их общего ребенка.
В постановках Эйфмана важную роль играют предметы-символы. Например, появляющийся уже в первом акте детский паровозик Сережи...
Балет «Анна Каренина» – торжество пластики. Движения рассказывают зрителю о глубоко драматичных душевных переживаниях главной героини, ее чувственности, страсти.
Чтобы передать душевное состояние героев, прежде всего Анны, Эйфман, не изменяя своему постоянному творческому реноме, выстроил музыкальную драматургию на контрастности. Хореограф выбрал для своего балета фрагменты музыки из различных произведений Чайковского. В их числе симфонии (№ 2, № 6, «Манфред»), сюиты № 1 и № 2, симфонические поэмы «Франческа да Римини» и «Буря», симфоническая баллада «Воевода», увертюры-фантазии «Гамлет», «Ромео и Джульетта».
В спектакле нет сцен на перроне, на скачках и в петербургском театре. Но зрители увидят итальянский карнавал, где присутствуют герои. Одна из ярких сцен – гибель Анны. Танцует не героиня, а кордебалет, создающий образ страшной машины уничтожения. Анна бросается в эту толпу станционных рабочих, как в омут. В финале на авансцену выезжает вокзальная тележка с телом Анны.
Балеты Эйфмана – некое единство духа, звука, жеста, движения и события. Хореограф убежден, что балет – это особая область реализации психологических драм, возможность проникнуть в подсознание.
По признанию Эйфмана, каждый новый спектакль для него – это поиск неведомого. В романе «Анна Каренина», по его мнению, есть не только погружение в психологический мир героини, но и психоэротическое осмысление ее личности. Даже в сегодняшней литературе, убежден хореограф, не найдется подобных страстей, метаморфоз и фантасмагорий. Все это стало сутью хореографических размышлений Бориса Эйфмана.
«Анна Каренина» – второй балет, который поставил прославленный санкт-петербургский хореограф на сцене КГАТОБ. Первым стал балет «Красная Жизель» о драматической судьбе легендарной русской балерины Ольги Спесивцевой.
В новом сезоне КГАТОБ имени Абая представит возобновленный спектакль «Анна Каренина» 13 октября.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлено КГАТОБ имени Абая