Ценный кадр

В камерной галерее «Вернисаж» открылась 41-я персональная выставка алматинского фотографа Владимира Шургаева

6 001

В камерной галерее «Вернисаж» открылась 41-я персональная выставка алматинского фотографа Владимира Шургаева, художника международной федерации AFIAP, члена фотоклубов «Медео» и «Азия. Казахстан».

6 003

Владимир Шургаев родом из Владикавказа, к фотографии он стал приобщаться во время службы в армии. Там же стал писать о солдатских буднях в дивизионной газете и печатать свои стихи. В декабре 1957 года демобилизовался и начал трудовую деятельность на заводе в родном Орджоникидзе, как тогда назывался Владикавказ. Владимир Шургаев работал электромонтажником и стал печататься в местной газете, рассказывая о рабочей молодежи.
– На весь Орджоникидзе тогда было всего три профессиональных фотокора, а меня не устраивали их работы, которыми иллюстрировали мои статьи и стихи, поэтому я решил снимать сам. Купил фотоаппарат и постепенно стал вливаться в работу внештатного фотокорреспондента, – говорит Владимир Михайлович. – В 1961 году ко Дню печати меня наградили почетной грамотой Президиума Верховного Совета республики за активную фотографическую и журналистскую деятельность. А в 1962 году взяли в штат фотокором в местную газету.
Еще когда Владимир Шургаев работал электромонтажником, на Кавказе организовали стройпоезд для строительства элеваторов на целине в Казахстане. И так он впервые оказался в нашей республике. Пока работал на целине, печатал в газете «Есильская правда» свои фотографии и даже один рассказ, основанный на реальных событиях. Осенью со стройпоездом вернулся домой, но через несколько лет уже с семьей переехал в Алма-Ату. Работал в первые годы электриком-наладчиком в легкой промышленности.
– Мы подчинялись Всесоюзному тресту «Союз-
легпромпусконаладка», на АХБК я запускал электрооборудование в красильном цехе и цехе печати, ездил каждый месяц в командировки по Казахстану, Узбекистану, Туркменистану, Сибири, – вспоминает молодость Владимир Михайлович. – Во время командировок писал в местных газетах о том, как строятся фабрики и заводы, как мы запускаем оборудование, и иллюстрировал статьи своими фотографиями.
В 60–70-е годы Владимир Шургаев много снимал не только на производстве, но и на улицах городов, где бывал. В экспозиции фотовыставки есть кадры, сделанные в Осетии, Семипалатинске, Караганде, Темиртау, но больше всего представлено работ, где мы видим старую добрую Алма-Ату. Автор запечатлел моменты преображения тогдашней одноэтажной столицы в современный город. Так, в 1971 году он снял строительство здания цирка, рядом с которым уцелел на недолгое время ветхий домишко, где жила старушка. В том же году он запечатлел старые домики Кирпичнозаводской улицы рядом с проспектом Аль-Фараби. Сейчас это место представляет собой фешенебельный район мегаполиса с огромным стеклянным монстром «Нурлы тау». А еще автор сфотографировал момент строительства первого подземного перехода в нашем городе на перекрестке проспекта Коммунистического и улицы Горького (ныне проспекты Абылай хана и Жибек жолы). Владимир Михайлович говорит, что до этого у нас были только наземные пешеходные переходы.
На одной из фотографий, сделанной в 1972 году, можно увидеть, как выглядел дом купца Шахворостова на проспекте Назарбаева (угол улицы Айтеке би) до того, как был обнесен высоким забором. Сейчас в этом памятнике старины расположено консульство Франции.
Есть в экспозиции и фото, автором которого Владимир Шургаев не является: сделано оно в 1911 году и на нем запечатлены его предки – казачья семья. А на виньетке выпускников 1951 года ремесленного училища города Дзауджикау (как с 1944 по 1954 год назывался Владикавказ), где Владимир Шургаев учился на токаря, ему 17 лет, он там второй справа в первом ряду.
В экспозиции представлены и автопортреты, на одном из них можно увидеть молодого безбородого Владимира Михайловича. Сделано это фото было в 1963 году в Осетии, и на нем автор запечатлен вместе с Львом Бородулиным, фотокорреспондентом спортивного отдела журнала «Огонек», который приехал из Москвы снимать репортаж о развитии вольной борьбы в республике. Владимир Шургаев сопровождал его в поездках по городам и весям, показывал секции этого вида спорта в школах и домах пионеров.
В 1982 году в Темиртау Владимир Михайлович сделал кадр, в котором снял во время работы знаменитого фотографа из Риги Яниса Глейздса, кавалера латвийского ордена Трех звезд. В молодости Янис Глейздс отморозил себе кисти рук, и врачи сделали ему надрезы между лучевых костей – с помощью получившихся клешней, а также зубов он приспособился держать фотоаппарат и снимать, причем делал высокохудожественные работы.
В экспозицию выставки Влади-
мира Шургаева вошли не только его черно-белые ретроснимки, но и современное цифровое фото, среди них увеличенные пиксельные изображения, из-за которых автор назвал свою выставку «Узорочье». Также представлена живопись и резьба по дереву – этими видами искусства он увлекся в далекие 70-е годы.
На вернисаже выставки 85-летний автор продемонстрировал присутствующим разные грани своего таланта и прекрасную память, прочитав также наизусть несколько стихов собственного сочинения.
Продлится выставка «Узорочье» до 7 августа по адресу: пр. Достык, д. 17, угол ул. Толе би. Тел. 291-21-39. Галерея работает ежедневно с 12.00 до 18.00, выходной – воскресенье. Вход свободный.

6 002
Индира САТБАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА