Творческий и жизненный тандем

В арт-галерее «Бакшасарай» проводится выставка казахстанских художников – супругов Сергея Анарбекова и Галины Скобелевой

6 001

В арт-галерее «Бакшасарай» проводится выставка казахстанских художников – супругов Сергея Анарбекова и Галины Скобелевой, где мужское начало выражено в твердости эмали, а женское – в мягкости гобелена, батика и в нежности сюжетов карандашных рисунков.

6 003

Сергей Анарбеков – уникальный художник, единственный в нашей стране, кто профессионально занимается техникой эмали. По словам искусствоведа Татьяны Мартышевой, увлечение Сергея Анарбекова – одно из самых интересных явлений в изобразительном искусстве Казахстана. Его работы, выполненные в этой технике, свидетельствуют о том, что художнику удалось не только овладеть технологией старых мастеров, воссоздать сложную технику эмали, но и обрести ту свободу варьирования, которая была свойственна мастерам прошлого.
– Я рисовал сколько себя помню, – рассказывает Сергей Анарбеков. – И в детстве мне говорили: ты будешь художником. Художником я быть не собирался, хотел стать космонавтом или летчиком, представителем героической профессии, как все мальчишки – мои сверстники.
Родился Сергей в 1952 году, его раннее детство прошло в Магадане, потому что родители, отец-фронтовик и мать-партизанка – очень образованная интеллигентная женщина, оказались там из-за сталинских репрессий. Отец Сергея – казах, мама – украинка. Через несколько лет семья Анарбековых переехала в Алма-Ату, но потом вынуждена была уехать на Украину, где во время войны познакомились родители Сергея. Когда мальчику было 14 лет, его дядя – брат отца настоял на том, чтобы племянник вернулся в Алма-Ату. Так Сергей снова оказался в тогдашней столице Казахстана, а затем поступил в художественное училище имени Н. В. Гоголя, после окончания которого продолжил учебу в Ленинграде. В 1977 году с дипломом художественно-графического факультета педагогического института имени Герцена вернулся в Алма-Ату. Отслужил в армии, затем пять лет преподавал в Алма-Атинском театрально-художественном институте, занимался живописью, монументальным искусством.
Годы студенчества в художественном училище имени Гоголя сильно повлияли на судьбу Сергея Анарбекова, и не только потому, что здесь началось его профессиональное становление. Во-первых, именно в стенах училища он, студент последнего курса, познакомился со своей будущей женой Галиной, которая тогда была еще первокурсницей. А во-вторых, бывший сокурсник Борис Анисимов, переехавший в Ярославль, предложил Сергею поехать в Германию обучаться технике эмали. Выбор пал на него не случайно – художник Анарбеков по всем параметрам подходил организаторам симпозиума по эмальерному искусству, в рамках которого проводилось обучение.
Как пишет заслуженный художник России Александр Карих, техника соединения металла со стеклом стара как мир и была известна еще древним художникам в Египте, Китае, Индии, России. Эмаль широко использовали в ювелирном искусстве для имитации драгоценных камней, в украшениях корон, митр, пуговиц, серебряной и золотой посуды. «Эмаль представляет собой особый сплав стекла с окисями металлов… По технологии нанесения на основу эмаль подразделяют на перегородчатую, выемчатую, сканную, по литью, расписную живопись по эмали (витражную и поливную). Что же касается цветовой палитры эмалей, то она бесконечна».
Стекло и металл, огонь и время, союз и противостояние с природной стихией достигают в эмали своего высшего предела. Опыт работы в технике горячей эмали не всегда позволяет предугадать, что произойдет при обжиге с тем или иным цветом. Непредсказуемость момента требует мгновенной импровизации, возможны метаморфозы.
В экспозиции «Тандем» помимо эмалей Сергея Анарбекова выставлены работы разных лет Галины Скобелевой, выполненные в технике гобелена, батика и рисунка. Как отметила искусствовед Татьяна Мартышева, по своей натуре Галина Скобелева очень динамичный художник и обладает мощным колористическим даром. «В своих лучших работах Галина не стремится к помпезной монументальности, поэтому большинство ее гобеленов имеют камерный характер и рассчитаны на небольшие интерьеры… Природа является источником вдохновения большинства произведений Скобелевой. В этом плане выделяются работы «Букет сирени», «Летящие фазаны» и другие, выполненные в технике батика. При этом декоративность и плоскостность композиции выступают на первый план. Сюжеты ее работ просты и незамысловаты. Композиции построены на крепком рисунке, на детальной проработке форм, интенсивности цвета.
В то же время графические работы Скобелевой, выполненные в технике рисунка, строгие, сдержанные и лаконичные, в отличие от батика, яркого и декоративного, свидетельствуют не только о профессиональном мастерстве художницы, но и о богатой, творческой энергии».
Один из первых гобеленов Галины Скобелевой – «Аксу», эта работа была сделана после пешего похода на Иссык-Куль.
– Мы попали на перевал Аксу, – рассказывает автор, – в полдень там было очень черное небо, не синее, оно давило на нас, и был сильный ветер. В этой работе мне захотелось передать состояние космоса, которое мы там ощутили. С перевала Аксу начинаются бурные реки. Вот это пятно – ледник, с которого стекают струи и превращаются в горную реку. В Музее имени Кастеева есть моя работа «Рождение реки», которая тоже связана с перевалом Аксу.
Как уже говорилось, на выставке представлен батик, и среди работ имеются шарфы, которые посетительницы могут приобрести для своего гардероба.
Выставка «Тандем» продлится до 18 октября включительно по адресу: ул. Тимирязева, 42, КЦДС «Атакент», арт-галерея дома приемов «Бакшасарай». Телефон 275-58-11. Галерея работает ежедневно 10.00 до 19.00.

6 002
Индира САТБАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА