Творчество любит свободу, но не терпит хаоса

Статус культурной столицы Казахстана Алматы сохранит навсегда

В этом уверен заслуженный артист Казахстана, профессор, дирижер Жалгасбек Бегендиков. По его словам, мегаполис привлекал и будет привлекать творческих людей со всех концов страны.

6 001

-Как вы оцениваете музыкальное искусство в Казахстане? Насколько оно сегодня востребовано?
– За свою профессиональную жизнь мне удалось поработать во многих творческих коллективах. Слава богу, у нас по Казахстану насчитывается 19–20 оркестров. И везде профессиональные музыканты. Это очень радует. Конечно, есть проблема нехватки кадров, а именно – дирижеров. Поэтому внутри страны спрос на казахскую музыку большой. Если брать произведения Курмангазы, Таттимбета, то нужно учитывать, что формы кюев, которые они сочиняли, нет нигде в других странах. Нет такого жанра. Наш казахский кюй – это феномен. По продолжительности не очень длинный, но по содержанию очень интересный. За какие-то 3–4 минуты выражаются все чувства и настроения. К примеру, кюй Курмангазы «Сарыарка», он длится две минуты, но звучит захватывающе. И роль оркестра в раскрытии жанра кюя большая. Поэтому важно выигрышно подбирать гармонию, краски, палитры оркестра.
– В интернете часто пишут, что Алматы теряет свой культурный статус…
– Я с этим не согласен. Во-первых, Алматы – это колыбель науки, искусства и культуры. В мире искусства, музыки он занимает особое место. Первый оперный театр в республике открылся в этом городе, здесь формировались музыкальные коллективы, зарождалась музыкальная элита... Возможно, молодым людям сегодня неинтересна сугубо профессиональная музыка. Они сейчас слушают легкую музыку. Но Алматы навсегда останется центром культуры, образования и науки. И наша консерватория играет большую роль в республике.
– Как давно вы давали концерт в Алматы?
– Я как раз выступил с оркестром 14 февраля в концертном зале Консерватории имени Курмангазы. Наш музыкальный вечер назывался «Сиқырлы таяқша кұдіреті». Вместе с нами выступил оркестр «Отырар сазы», в его репертуаре прозвучали жемчужины казахской музыки, кюи. Концерт начался с кюев Курмангазы. В программу вошли различные произведения. Из романтических можно отметить адажио из балета «Легенда о любви» в моей интерпретации. Когда-то его исполнял народный артист СССР Ариф Маликов. Я его адаптировал для казахского оркестра. В нем есть лирика, любовь и нежность.
– Кстати, вы были художественным руководителем, дирижером оркестра «Отырар сазы». Какие слагаемые успеха динамично развивающегося оркестра?
– Главное, чтобы коллектив играл слаженно, и все начинается с дисциплины независимо от количества музыкантов. Творчество не может жить без свободы, но оно не любит хаоса! Дисциплина начинается с дирижера, который должен быть примером для своего коллектива. Чтобы оркестр творчески процветал, его руководитель должен иметь отличное музыкальное образование. И музыканты не должны сомневаться в его профессионализме. Конечно же, за плечами у дирижера должен быть большой опыт работы, сильная дирижерская школа. Он должен иметь харизму, быть новатором.
– Когда вы поняли, что музыка это ваша страсть и ваше призвание?
– Я с детства увлекался музыкой и рисованием. Конечно, все началось с домбры. Я играл в оркестре духовых инструментов. По окончании 8-го класса надо было выбирать, я выбрал музыку. Я поступил в музыкальное училище, потом – в консерваторию. Так проложил себе путь в музыкальном мире.
– У вас есть любимый инструмент, который может придать музыкальный либо звуковой колорит оркестру?
– В оркестре не бывает второстепенных инструментов, все они важны. Если говорить о казахском народном оркестре, то, естественно, главный инструмент – домбра и группа домбристов. Также группа кобызистов. Они все важны. Также сазсырнай, баянисты, кылкобыз, без фундамента не существует оркестра.
– В оркестре есть один человек, у которого нет музыкального инструмента. Это дирижер. В чем заключается его роль?
– Профессия дирижера очень важна в оркестре. Он объединяет коллектив музыкантов и руководит ими. Чем больше людей, тем сложнее им вместе исполнять музыкальное произведение. С французского языка dirigeant так и переводится – лидер. Он также является воспитателем, одним словом, маэстро, без которого трудной обойтись музыкальному коллективу. Ведь любое произведение независимо от продолжительности не исполняется в одном темпе. Поэтому оркестр музыкантов нужно возглавлять.
– Было бы интересно узнать, какое ваше самое любимое произведение?
– Нельзя сказать, что то или иное произведение интересное. Все они хорошие независимо от жанра. Самая главная задача дирижера – ставить музыку. Композитор пишет музыку, дирижер наполняет ее содержанием, темпераментом. Одним словом, он создает свою интерпретацию произведения. Теперь что касается любимого произведения. Мне больше нравится казахская музыка, которую написали в свое время выдающиеся композиторы. Они сочиняли произведения для оркестров. Из старших поколений могу отметить Мукана Тулебаева, Ахмета Жубанова, Латифа Хамиди, Сыдыка Мухамеджанова, Нургисы Тлендиева, Кенжебека Кумисбекова. Все они писали музыку для народных инструментов. Не только песни, кюи, но и крупные произведения – поэмы, симфонии. Из них мне нравится «Дала сыры» Кенжебека Кумисбекова. Произведение отличается своей масштабностью, глубиной.
– Вы были учеником легендарного композитора Нургисы Тлендиева. Чем он запомнился вам?
– Он оказал сильное влияние на повышение моего профессионализма. Я с ним проработал семь замечательных лет, которые стали плодотворными не только для меня, но и для всего оркестра «Отырар сазы», которым на тот момент руководил Нургиса Тлендиев. После его смерти я был переведен в должность художественного руководителя и дирижера данного оркестра. Многие тогда смотрели на это с сомнением. Неизвестно было, что будет с этим музыкальным коллективом. Но я достойно выполнил свою миссию. При мне оркестр получил звание Казахского государственного академического фольклорно-этнографического оркестра имени Нургисы Тлендиева. Не меньшее влияние в профессиональное становление дирижера оказывают творческие коллективы. Настоящим специалистом я стал благодаря таким великим художникам, творителям, как Нургиса Тлендиев, Шамгон Кажгалиев. Нургиса Атабаевич делал прекрасные оранжировки для оркестра. Учитывал все нюансы. Назначение оркестра «Отырар сазы» – это фольклорно-этнографические произведения. Поэтому в оркестре звучат древние музыкальные инструменты – шанкобыз, жетыген, сазсырнай и др. Он умел это все преподнести слушателям. Правильно расставлял эпизодическое звучание. Он был настоящим художником.
Беседовала
Гульнур ЖУМАТАЕВА