Тюркский романтизм

Государственный музей искусств имени А. Кастеева открывает в Москве выставку, посвященную казахстанским художникам-шестидесятникам

8 001

В конце 60-х годов группа молодых и амбициозных художников под влиянием постимпрессионизма и мексиканских монументалистов выступила с собственной программой национальной школы живописи и изобразительного искусства. Это были казахстанские шестидесятники, чье творческое восприятие формировалось на волне оптимизма, захватившего общество того исторического периода.
Амбициозные живописцы соединили в своих работах новые творческие идеи с казахской национальной стилистикой и традицией, зародившейся во времена Великого шелкового пути, и получилось подлинное искусство.
К группе этих художников относятся Салихитдин Айтбаев, Макум Кисамединов, Шаймардан Сариев, Токболат Тогузбаев, Бахтияр Табиев, Абдрашит Сыдыханов, Еркин Мергенов, Тулеген Досмагамбетов, Вагиф Рахманов, Исатай Исабаев, Оралбек Нуржумаев и другие живописцы.
Возглавил движение Айтбаев. Интерпретацию кочевой культуры, стремление пластически выразить особенности ее философского миропонимания Айтбаев воплотил в трех произведениях, созданных во второй половине 60-х годов: «Счастье» (1966), «Молодые казахи» (1967), «Гость приехал» (1969). Они принесли художнику широкую известность. Картина «Молодые казахи» вместе с другими произведениями Айтбаева будет экспонироваться в Москве.
Работы его предшественника Али Джусупова и сподвижников Оралбека Нуржумаева, Шаймардана Сариева, Токболата Тогузбаева также отличает стремление к поиску нового творческого почерка. Им присущи декоративность цветовых сочетаний, статика поз и невозмутимость лиц. Эти художники воспевали силу и энергию традиционной культуры, которая для них всегда была актуальна. Полотна Бахтияра Табиева «Утро в Кегене», «Базар», «На окраине Муйнака» и другие демонстрируют увлеченность художника традиционной жизнью. Вместе с тем в них ощущается дух 60-х с их прогрессивным мышлением и творческим восприятием.
После обучения в Ленинграде и Москве прибыли в Алма-Ату в середине 60-х скульпторы Тулеген Досмагамбетов, Ольга Прокопьева и Вагиф Рахманов. В 1973-м из Москвы приехал Еркин Мергенов. В процессе творческого поиска он разработал свою эстетику форм. Его увлекала тема человека, среды и общества.
Особняком стоит романтический пейзажист Жанатай Шарденов, творчество которого сформировалось под большим влиянием французских импрессионистов. С их работами он познакомился в музеях Ленинграда во время учебы. Шарденов передавал красоту природы густыми мазками, создавая рельефную поверхность. Так сформировался его уникальный стиль.
Высокого уровня достигла гравюра Казахстана. Графики Макум Кисамединов, Исатай Исабаев и Адил Рахманов в своих станковых композициях и книжных иллюстрациях с помощью экспрессии форм и монтажа сюжетов актуализировали образы народных героев, реальных и мифических. Самые популярные техники казахстанских графиков – линогравюра, офорт, литография.
Творчество художников-шестидесятников считается расцветом художественной мысли в Казахстане. Дети «оттепели», как их тогда называли, отказывались от академических канонов и создавали свой собственный язык и стиль в искусстве.
В канун открытия выставки директор ГМИ имени А. Кастеева профессор Гульмира Шалабаева подчеркнула, что живопись шестидесятников является ярким примером творческой переклички казахстанской и российской культуры, стремление к евразийскому осмыслению образов.
– Укрепление культурных связей между Казахстаном и Россией способствует творческому росту художников, придает импульс для плодотворного труда, взаимообогащения и осмысления путей дальнейшего развития, – отметила директор музея.
Экспозиция «Шестидесятники. Тюркский романтизм» откроется 5 марта в 17.00 в московском Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галереи искусств Зураба Церетели.

8 002
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлены ГМИ имени А. Кастеева