Учитель! Перед именем твоим…

7 001

Любимец публики – актер Русского театра драмы имени Лермонтова народный артист Казахстана Юрий Померанцев, которому недавно исполнилось 95 лет, порадовал своих поклонников новой ролью в спектакле «Однажды в Глостере», поставленном на основной сцене Сергеем Поповым.

Три года назад специально для Юрия Померанцева актер и режиссер Лермонтовки Сергей Попов поставил на Малой сцене родного театра пьесу американского драматурга Джеффа Барона «Визиты к мистеру Грину». Как и в «Визитах», в драме «Однажды в Глостере», поставленной по пьесе опять же американца Израэля Горовица «Мелодии сердца», Юрий Борисович играет одинокого, отгородившегося от мира старика. И темы обоих спектаклей во многом перекликаются. И в «Визитах», и в «Глостере» задействовано всего два актера, и в обоих случаях партнеры Померанцева играют таких же одиноких, как его герои, людей. В первом случае одиночество мистера Грина нарушает молодой человек по имени Росс Гардинер, которого играет Антон Митнев. Раз в неделю в течение шести месяцев Росс должен приходить к старику помогать по хозяйству – такое постановление вынес ему суд за то, что он чуть не сбил мистера Грина, когда был за рулем автомобиля. Во втором случае герой Померанцева, престарелый преподаватель музыковедения и английского языка Джакоб Брэкиш, которому из-за неизлечимой болезни осталось жить всего полгода, дает объявление в газету о том, что ищет домработницу. На него откликается очаровательная Кэтлин Хоган, женщина средних лет, не так давно похоронившая мужа, а еще ранее – родителей. Ее роль играет заслуженный деятель РК Марина Ганцева.
Оба героя Померанцева – это далеко не божьи одуванчики, а довольно-таки вредные саркастичные старикашки, доживающие свой век как раки-отшельники. Мистер Грин похоронил жену, а еще ранее отрекся от дочери – лишь за то, что она вышла замуж за нееврея. А мистер Брэкиш никогда не был женат – некогда было, да и зачем заводить детей, если их у тебя тысячи? И Росс Гардинер, и Кэтлин поначалу предстают как совершенно посторонние для мистера Грина и мистера Брэкиша люди, но у обоих находится какая-то общая деталь, которая сближает их со стариками. Росс оказался, как и мистер Грин, евреем, а Кэтлин – ученицей мистера Брэкиша. Но если Росс появился в доме мистера Грина не по своей воле, то Кэтлин приходит к своему старому учителю, чтобы отомстить ему: тот в свое время завалил на экзамене не только ее саму, но почти всех ее родственников – мужа, отца, мать, потому что все они, живя в провинциальном городке, учились у него. По мнению членов семьи Кэтлин, излишняя принципиальность профессора стала причиной их жизненных невзгод, никто из них не смог продолжить учебу в университете и стать тем, кем мечтал. Женщина обвиняет учителя в том, что по его вине ее отцу и мужу пришлось гнуть спину на тяжелой, изнуряющей работе, отчего оба деградировали. Отец спился и избивал ее мать, а муж возненавидел музыку и изъяснялся простыми короткими фразами.
– Вы считались самым вредным преподавателем во всем Глостере! Вы никого не щадили, – бросает Кэтлин мистеру Брэкишу.
– Я всегда был справедлив. Возможно, чересчур требователен, порой даже жесток, но справедлив, – отвечает он.
Но какими бы мизантропами ни казались герои Померанцева, все равно они вызывают у зрителя симпатию и сопереживание. Юрий Борисович играет эти острохарактерные роли с присущими ему иронией, гротеском и драматизмом. Мистер Грин, узнав, что Росс еврей, оттаивает и постепенно меняет свое суровое отношение к молодому человеку, который интеллигентен, умен, отзывчив, но у него имеется один «изъян»: он гей, поэтому стал изгоем даже в собственной семье. Для старика его дочь Рашель и Росс – инакомыслящие, но все же молодому человеку удается добиться того, что мистер Грин меняет отношение к дочери, и вот близится счастливая развязка с воссоединением семьи.
Что касается мистера Брэкиша, то сначала он предстает глухим стариком, который пережил всех своих друзей и уже начал переживать их детей. Как истинный ценитель классической музыки, он любит слушать ее – благодаря слуховому аппарату. Любит дремать в своем старом кресле с высокой спинкой, похожем на трон. Но, несмотря на болезнь, старик находится в неплохой физической форме: когда Кэтлин простужается, он варит ей куриный бульон, а в ее отсутствие лихо отплясывает, заслышав джаз, причем без слухового аппарата. Эта сцена была видоизменена постановщиками – у Израэля Горовица в ремарке пьесы указано: «звучит хорал Jesu, meine Freude Баха. Брэкиш с упоением прислушивается к чудесному исполнению и подпевает на немецком языке. Он все прекрасно слышит».
Добавляет гротеска образу Брэкиша и ночной горшок, стоящий обычно под «троном», который однажды герой водружает себе на голову, как корону, и фраза, с сожалением брошенная им об утраченных возможностях карьеры в Гарварде, а не в этом захолустном «Глостерсранске».
Героиня Марины Ганцевой, как и мистер Грин по отношению к Россу, постепенно начинает проникаться к профессору Брэкишу доверием. Как и в «Визитах», два одиноких человека, стоящие поначалу по разные стороны баррикад, разрушают их и приходят к взаимопониманию.
Для Сергея Попова «Однажды в Глостере» – уже третья режиссерская работа в Лермонтовке за последние несколько лет. Сначала на Малой сцене он поставил спектакль «Что хочет женщина» по пьесе Людмилы Разумовской, где играют три актрисы, представляющие разные поколения: Татьяна Банченко, Ирина Лебсак и Ирина Кельблер, и где тоже поднимается тема одиночества, утраченных возможностей, нетерпимости к чужим промахам и любви к ближнему. И, на мой взгляд, через все три постановки проходит одна связующая нить: очень важно научиться признавать собственные ошибки, прощать чужие и попытаться понять другого человека.
Задумка нового спектакля родилась давно: от момента первой читки до премьеры прошло два с половиной года, все это время шли репетиции. Кстати, Марина Ганцева является ученицей Юрия Борисовича Померанцева не только на сцене, но и в жизни, поэтому, как призналась актриса, работа в одном спектакле с любимым Учителем стала для нее самым лучшим мастер-классом и настоящим подарком судьбы.
Индира САТБАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА