Вечный двигатель

Как электробритва, выигранная в лотерею более 40 лет назад, стала талисманом корифея фотожурналистики

12 001

Бритва «Эра-10», произведенная в минувшем веке, безупречно служит своему владельцу – почетному журналисту РК, члену Международной федерации фотографического искусства (FIAP) Мэлсу Елеусину.
Бритва, без которой Мэлс Елеусин не мыслит своего быта, попала к нему случайно. Произошло это в далекие 1970-е. Будучи в Москве, фотокор заскочил по делам в Союз журналистов СССР. Там ему в «добровольно-принудительном» порядке предложили приобрести лотерейные билеты.
– Помню, тогда многие коллеги высказывали недовольство, но нас приободрили, сказали: берите билеты, дело выгодное, в этом тираже будет много призов. Пришлось купить, – вспоминает Мэлс Жайжигитулы.
Вскоре эпизод с лотереей почти забылся, фотокор вновь погрузился в трудовые будни. Однако где-то в подсознании все-же отложилось, что надо не пропустить розыгрыш лотереи.
– Прекрасно помню момент, когда, проверяя результаты, напротив номера одного из приобретенных мной билетов увидел: «Электробритва «Эра-10», – рассказал корифей фотографии.
Вскоре бритва была вручена ее законному владельцу.
– «Эра-10», – припоминает свое давнее впечатление Мэлс Жайжигитулы, – поражала взгляд. На фоне серой советской действительности она казалась предметом из будущего, вещью из новой эры. Фирменный вид был не только у самой бритвы, но и у футляра, щеточки и других сопутствующих предметов. Эффектный «заграничный» дизайн бритвы оставлял далеко позади своих собратьев, выпущенных в СССР в 1970-х.
И техническое испытание выигранной бритвы не обмануло ожиданий – бритье было практически идеальным. По словам владельца, сам процесс бритья стал доставлять удовольствие: у «Эры-10» мягкий ход, ножи работают плавно.
За время своей работы фотожурналисту пришлось немало поездить по стране. Фотоматериалы Мэлса Елеусина о животноводах Туркмении, хлопкоробах Таджикистана, рыбаках Арала, железнодорожниках Средней Азии и Казахстана, о строительстве газопроводов Бухара – Урал и Бухара – Центр непрерывно публиковались в советских и мировых печатных изданиях. Отправляясь в очередную командировку, он всякий раз брал с собой любимую электробритву. У ветерана фотожурналистики своя примета: если бритва при нем, значит, все пройдет гладко.
Однажды он чуть было не лишился ее.
– Вернувшись в Алматы из командировки на запад Казахстана, обнаружил, что бритвы нет. Никак не мог смириться с потерей, ведь за долгие годы успел, можно сказать, сродниться с ней, – смеется Мэлс Жайжигитулы. – Восстановил в памяти весь маршрут своего следования и понял, что забыл ее в вагоне поезда в одном из западных районов республики. И хотя надежда найти вещь была слабая, я попытался.
Случилось это в начале 2000-х, тогда Мэлс Елеусин работал в журнале, издаваемом компанией «Қазақстан темiр жолы». Решил, что надо действовать через железнодорожников.
– Пришел в отделение железной дороги, объяснил ситуацию. Железнодорожники – вспоминаю их с благодарностью – согласились мне помочь, тут же бросили клич своим коллегам на западе страны. На поиски оставленного предмета были мобилизованы все проводники поездов того региона. В результате через непродолжительное время я вновь держал в руках мою «Эру», – рассказал о счастливом финале Мэлс Елеусин.
Когда в вагоне поезда наш герой достает свою электробритву, предмет из прошлого века часто вызывает живой интерес попутчика.
– Сосед по купе просит рассказать историю моего раритета. Так невзначай завязывается беседа, а потом оказывается, что попутчик – интересный человек, и я делаю о нем фоторепортаж. Новый герой, новые впечатления. И все это благодаря бритве, – улыбается Мэлс Жайжигитулы.
Мэтр фоторепортажа убежден, что сегодня, когда в магазинах предлагают большой выбор современных электробритв, «Эра-10» уверенно выдерживает конкуренцию.
– Иногда в командировках, в пресс-турах, – рассказывает он, – коллеги просят одолжить «Эру», чтобы побриться, сетуя на то, что забыли свою бритву дома, и я одалживаю, конечно. Возвращая мне бритву, они задают один и тот же вопрос: как это возможно, что она работает без сбоев больше 40 лет? А я отвечаю: это вечный двигатель.

12 002

Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА