Весенний романтизм

Государственный академический симфонический оркестр (ГАСО) РК под управлением дирижера из Индии Зейна Далала и казахстанская пианистка Майа Сепп

29 003

Государственный академический симфонический оркестр (ГАСО) РК под управлением дирижера из Индии Зейна Далала и казахстанская пианистка Майа Сепп поздравили алматинцев с приближающимися праздниками музыкой эпохи романтизма.

Зейн Далал – дирижер мировой величины, лауреат множества международных конкурсов. Родом он из Англии.
Многим алматинским ценителям музыки Зейн Далал знаком по концертам, один из которых состоялся в 2011 году в ГАТОБ имени Абая, где он дирижировал симфоническим оркестром Марата Бисенгалиева, а второй – в 2013 году в Казгосфилармонии, где он управлял ГАСО РК.
Как отметил известный музыковед Юрий Аравин, который вел концерт оркестра и солистки Майи Сепп, между казахстанскими и индийскими музыкантами установились дружеские плодотворные отношения и оркестр, который возглавляет Зейн Далал, во многом поднялся в своем профессионализме благодаря вниманию нашего замечательного маэстро Марата Бисенгалиева.
С Зейном Дадалом Майа Сепп выступает впервые, возможность совместного творчества им предоставило руководство филармонии, которое пригласило дирижера принять участие в концерте годового абонемента ГАСО РК. Произведение для этого выступления Майа выбрала сама, по ее признанию, Фортепианный концерт Шумана – одно из ее любимых музыкальных творений, она исполняла его в феврале 2012 года с ГАСО РК под управлением дирижера Ерболата Ахмедьярова.
По словам Юрия Аравина, вторую часть произведения – интермеццо, красивую камерную лирическую, можно назвать портретом возлюбленной или выражением своих чувств к ней. А третья часть – это типичный романтический бурный, стремительный и прекрасный финал.
Кроме Фортепианного концерта Шумана в первом отделении вечера прозвучало «Итальянское каприччио» Петра Ильича Чайковского в исполнении ГАСО РК. Каприччио – от французского «каприз», поэтому в преддверии 8 Марта не случайно было выбрано это сочинение. Каприччио – свободное рапсодийное произведение романтического толка, связанное с национальным колоритом.
Начинается каприччио с сигнала трубы, затем идут не связанные между собой тематически разножанровые эпизоды: сначала лирические, порой даже грустные, а потом становится все веселее и веселее, темп убыстряется и наконец приближается к заключительной части – тарантелле. В Средние века бродячие итальянские музыканты исполняли тарантеллу для врачевания тарантизма, болезни от укуса тарантула. Считалось, что излечиться можно было только бурной пляской под соответствующую музыку. В XVIII–XIX веках тарантелла стала одной из ярчайших красок итальянского народного быта. И Петр Ильич Чайковский использовал тарантеллу, а также мелодии, услышанные на улице. Получился музыкальный калейдоскоп праздничного карнавального ритма.
Во втором отделении концерта прозвучало еще одно произведение Чайковского – Четвертая симфония. По словам Аравина, это титаническая партитура, поразительная драма столкновения личности с роком. Чайковский создал исповедь души, в которой герой обретает в конечном итоге покой.
Если в этот раз прозвучали произведения эпохи романтизма, то на следующем годовом абонементе симфонического оркестра, который запланирован на 16 марта, зрители услышат музыку русских композиторов ХХ века. Симфонический оркестр под управлением дирижера Каната Омарова исполнит симфонию № 10 Дмитрия Шостаковича, вместе с российской пианисткой заслуженной артисткой РФ, лауреатом международных конкурсов Наталией Трулль – Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Сергея Прокофьева.
Индира САТБАЕВА